Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
« Мы вместе»
Возраст: 14-15 лет
Срок реализации: 1 год
г. Комсомольск-на-Амуре 2025
1. Нормативно-правовая и документальная основа:
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования.
Концепция модернизации дополнительного образования детей
Российской
Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в
ОУ.
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О
повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных
объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16)..
Должностная инструкция классного руководителя.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
2. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная
деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во
внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге,
их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время
в связи с переходом на новые стандарты второго поколения
происходит
совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного
самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе
мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда
удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам
деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом
деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид
внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой –
обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что
в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах
человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе
развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,
самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе,- все это входит в
понятие гражданина своей страны.
Цель программы «Мы вместе»:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в
свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей
активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время,
развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской
ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в
новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность,
реализацию добровольческих инициатив.
Задачи программы «Мы вместе»:
1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся
совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями
учащихся.
2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования
здорового образа жизни.
7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых
образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
8. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от
учёбы время.
9. Организация информационной поддержки учащихся.
Принципы программы:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
Традиции школы
Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
Месторасположение школы по отношению к инфраструктуре района.
3. Предполагаемые результаты:
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и
занятости детей;
улучшение психологической и социальной комфортности в едином
воспитательном пространстве;
укрепление здоровья воспитанников;
развитие творческой активности каждого ребёнка;
укрепление связи между семьёй и школой.
4. Планируемые личностные результаты.
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый
образ жизни;
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность
следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего
поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое
следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное
отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить
выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского
общества.
5. Ожидаемые результаты:
Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося,
реализации его интересов.
Творческая самореализация детей;
Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
Психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;
Сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы;
Формирование единого воспитывающего пространства;
Развитие ученического самоуправления на всех уровнях;
Вовлечённость учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, и группы риска во
внеурочную деятельность школы;
Активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного
уровня;
Использование потенциала открытого образовательного пространства.
Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание
уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей
толерантности,
навыков
здорового
образа
жизни;
формирование
чувства
гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к
профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через
систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели
программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального
опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Содержание программы «Мы вместе» для 8 классов.
День Знаний (1 ч.) Беседа по теме «Бережем электричество», конкурс газет по указанной
теме. Организация начала учебного года.
Безопасная жизнедеятельность (1 ч.). Беседа о соблюдении правил дорожного
движения, действия при ЧС, безопасный путь домой.
Здоровый образ жизни (1 ч.). Подготовка и участие в спортивном празднике «День
здоровья» (туристическая эстафета краеведение, спортивная эстафета, конкурс песни на
спортивную тему)
«Ты не один»(1 ч.) Организация работы актива класса, выборы органов самоуправления.
Тренинги на групповое сплочение.
Экологическая акция «Чистый школьный двор» (1 ч.)
Уборка закрепленной
школьной территории. Коллективная деятельность. Трудовое воспитание. Формирование
социально-нравственных и трудовых компетенций.
Подготовка номера художественной самодеятельности и участие в праздничном концерте
«День Лицея» (1ч.)
«Я и закон» (1 ч.) Беседа по профилактике преступлений и правонарушений.
« О пище здоровой и полезной» (1 ч.) Беседа о здоровом питании, о режиме и правилах
приема пищи
Выход в кинотеатр (1 ч). Посещение кинотеатра города Новокузнецка. Просмотр
кинофильма. Формирование умений правильного и безопасного поведения в
общественных местах.
«А у нас именины» (1 ч.) Посиделки одноклассников за чашкой чая, поздравление и
чествование именинников
«Ими гордится Новокузнецк» (1 ч.) Час общения о знаменитых людях Новокузнецка.
«Новогоднее чудо» (1 ч.) Украшение школы и кабинета, подготовка и проведение
праздничной программы. Развитие творческих способностей обучающихся, организация
досуга.
«Дерево добрых дел» (1 ч.) Участие в акции «Елка ангела».
Путешествие в «природу». (1ч.) Поездка за город. Катание на коньках и лыжах,
прогулки и подвижные игры на воздухе.
«Я и селфи» (1 ч.) За или против общения в социальных сетях. Развитие умений
правильного общения в обществе. Общение в интернете в социальных сетях. Мини-игры
на развитие коммуникативных навыков. Воспитание нравственной культуры.
Посещение выставки в музее изобразительного искусства. (1 ч.) Эстетическое
воспитание. Приобщение к культурному наследию русского народа.
«Вам защищать Отечество» (1 ч.) Познавательно-развлекательное мероприятие на
параллели 8 классов. Воспитание у школьников общечеловеческих и нравственных
ценностей. Развитие умений работать в команде. Сплочение классного коллектива.
«Для вас, наши милые дамы!» (1 ч.) Конкурсная программа для девочек. Сплочение
коллектива. Воспитание уважительного отношения к женщине.
«Приглашаем в Новокузнецк!» (1 ч.) Виртуальная экскурсия по
достопримечательностям родного города. Развитие умений вести беседу, правильно
формулировать вопросы, связанные с изучением родного города.
Посещение театра. (1часа). Просмотр спектакля. Воспитание эстетического,
художественного вкуса, формирование интереса к классическому литературному
наследию.
«Поговорим об экологии» (1 ч.) Экологический классный час. Развитие кругозора
учащихся. Воспитание любви к родному краю, к его природе.
Экологическая акция «Чистый школьный двор» (1 ч.)
Уборка закрепленной
школьной территории. Коллективная деятельность. Трудовое воспитание. Формирование
социально-нравственных и трудовых компетенций.
«Подвиг детей в годы войны» (1 ч.)
Беседа с учащимися. Рассказ о детях,
совершивших подвиги . Подготовка презентации. Гражданско-патриотическое
воспитание.
«История Новокузнецка» (1 ч.) Экскурсия в музей «Кузнецкая крепость». Воспитание
любви к родному краю.
« Мы стали на год взрослее..» (1 ч.) Итоговое занятие. Рефлексия совместной
деятельности.
Тематическое планирование курса «Мы вместе»
8 класс, 35 часов
№
п/п
Тема занятия
Характеристика деятельности учащихся
Кол-во Дата
часов
День знаний
Беседа по теме «Бережем электричество»,
изготовление газет
1
Безопасная
жизнедеятельность
Беседа о соблюдении правил дорожного
движения, действия при
ЧС, безопасный путь домой.
1
3,4
Здоровье – главнее всего.
Подготовка и участие в спортивном
празднике «День здоровья»
1
5,6
«Ты не один»
Организация работы актива класса, выборы
органов самоуправления. Групповое
сплочение.
1
Экологическая акция
Уборка закрепленной школьной территории
«Чистый школьный двор»
1
1
2
8
9,10 Участие в празднике
«День лицея»
Подготовка номера художественной
самодеятельности к праздничному концерту
«День Лицея»
1
11
«Я и закон»
Беседа по профилактике преступлений и
правонарушений.
1
12
«Вкусно, но вредно. Не
вкусно, но полезно»
Беседа о здоровом питании
1
Посещение кинотеатра города
Новокузнецка.
1
13,14 Выход в кинотеатр
15
Операция « А у нас
именины»
Посиделки одноклассников за чашкой чая.
1
16
« Ими гордится
Новокузнецк»
Час общения о знаменитых жителях
Новокузнецка
1
Праздничная программа
1
18,19 «Новогоднее чудо»
20
«Дерево добрых дел»
Участие в акции «Елка ангела»
1
21,
22,
23
« Путешествие в
«природу»
Поездка за город. Катание на коньках и
лыжах.
1
24
«Я и селфи»
За или против общения в социальных сетях.
Культура общения.
1
25
В музеях Новокузнецка.
Посещение музея искусств
1
26
«Вам защищать
Час общения ко Дню защитника Отечества
1
Отечество»
28
«Для вас, наши милые
дамы!»
Конкурсная программа для девочек
1
29
«Приглашаем в
Новокузнецк!»
Виртуальная экскурсия по
достопримечательностям родного города.
1
30
Выход в театр
Посещение театра
1
31
« Поговорим об экологии» Экологический час общения
1
32
Экологическая акция
Уборка закрепленной школьной территории
«Чистый школьный двор»
1
33
« Подвиг детей в годы
войны»
Беседа с учащимися
1
34
«История Новокузнецка»
Экскурсия в музей «Кузнецкая крепость»
1
35
«В гостях у Достоевского» Экскурсия в музей Достоевского.
1
« Мы стали на год
взрослее»
1
Итоговое занятие
Литература
1. Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей
ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург : «АРД ЛТД», 1998.
– 192 с.
2. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном
образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
3. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья./ В.В. Ветрова. - М. :
Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.
4. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: Пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.
Просвещение, 2010. – 223 с.
6. Кащенко, В.В. Педагогическая коррекция / В.В. Кащенко. - М. : Просвещение,
1994.
7. Классные часы в 5-7 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. –Волгоград :
Учитель, 2007. – 204 с.
8. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное
пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль :
Академия развития,1997. – 240 с.
9. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
10. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд.
- М. : Флинта, 2003. -128 с.
11. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического
воспитания / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной
работе. - 2006. - №3. – 40с.
12. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург,
Средне - Уральское издательство, 1996.
13. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей / сост. Л.М.Молодова. –
Минск: Асар, 1999.
14. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой
психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 128 с.
15. О
воспитательном
компоненте
Федерального
государственного
образовательного стандарта второго поколения / Воспитание школьников. 2009. №8 – 10 -16с.
16. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников / сост. О.В.Перекатьева. –
Ростов–на–Дону, 2001.
17. Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. – М.:
ГИЦ Владос, 2001
18. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в
школе. – М.: ГИЦ Владос, 2001.
19. Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное
пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
20. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного
возраста / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
21. Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности / Н.Е. Щуркова. - М. :1994. 107 с.
22. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника / Н.Е. Щуркова. - М., 1998. –
130 с.
23. «365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.
24. «Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.
25. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги,
Москва. 2003.