Культура воспитания и этикет

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
"Культура воспитания и этикет"

Возраст: 15-16 лет
Срок реализации: 1 год

г. Комсомольск-на-Амуре 2025

1.Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Культура воспитания и этикет» составлена на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования второго поколения;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования;
-методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении
федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента
общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);
- программы А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика. 1 – 9 классы».
Обоснование актуальности курса и возможности её реализации
Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре
общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь
между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным
предметам.
На современном этапе общественного развития повышения культуры поведения и
общения молодежи – важнейшая задача. Общение — основное условие гармоничного
развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов
деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство
других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку
усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях
школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам
и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка
становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них
являются: организация совместной деятельности людей (согласование и объединение
людей, их усилий для достижения общего результата);
формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью
налаживания отношений); познание людьми друг друга.
Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое
соответствует принятым для определённого типа ситуации нормам и является
эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как
надо? как принято?), правила и приёмы эффективного речевого воздействия (как лучше?
как эффективней?).

Цель программы: Познание и воспитание личности подростка посредством
межличностного общения

Задачи:

1. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного
поведения и поступков окружающих людей.
2. Привитие интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и
сочувствия.
3. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять
отрицательным воздействиям среды
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления
межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального
состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6. Корректировать у учащихся нежелательные черты характера и поведения.
7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
8. Способствовать успешной адаптации ребенка при переходе в среднее звено
Курс занятий «Культура воспитания и этикет» рассчитан на 1 год обучения для
учащихся 9 –х .Занятия проходят по 1 часу в неделю, что составляет 34 часа в год.
Форма организации занятий: Занятия строятся в доступной и интересной для детей
форме. Основные формы проведения занятий:
- тренинги (коммуникативные, поведенческие)
- ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные, дебаты,
тематические диспуты,
- проблемно-ценностные дискуссии,
- просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакля, концерта;
- продуктивные игры (коммуникативные, имитационные, ролевые и др.);
- психогимнастика;
- рисуночные методы;
- техники и приёмы саморегуляции;
- элементы сказкотерапии.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:


развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;



развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;



воспитание чувства справедливости, ответственности;



развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.



Осознавать свои личные качества, способности и возможности; • Осознавать свои
эмоциональные состояния и учиться саморегуляции; • Овладевать навыками
саморегуляции в общении со сверстниками и учителями; • Научиться
контролировать собственное агрессивное поведение; • Учиться прогнозировать
последствия собственных поступков.

Метапредметные результаты


Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания.



Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм действий



Анализировать правила игры.



Действовать в соответствии с заданными правилами.



Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.



Сопоставлять полученный результат с заданным условием.



Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.



Моделировать ситуацию, описанную в задании



Использовать соответствующие знаково-символические средства для
моделирования ситуации.



Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения ситуации



Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.



Выбрать наиболее эффективный способ решения ситуации.



Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.



Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Коммуникативные результаты


принимать участие в совместной работе коллектива;



вести диалог, работая в парах, группах; допускать существование различных точек
зрения, уважать чужое мнение;



координировать свои действия с действиями партнеров;



корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;



задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;



осуществлять взаимный контроль совместных действий;



высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова,
словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

Предметные результаты:


нормы и правила, существующие в мире;



начальные понятия социальной психологии;



начальные понятия конфликтологии.



свои качества и повышать самооценку



свое эмоциональное состояние, адекватно выражать свои эмоции



ответственность человека за свои чувства и мысли



свои возрастные изменения



различия между агрессией и агрессивностью



собственное агрессивное поведение



роль конфликтов в жизни человека



как конструктивно разрешать конфликтные ситуации



собственные жизненные ценности

2.Содержание курса внеурочной деятельности.
Раздел 1. Понятие «этикет» и его история .
Этикет как совокупность правил «хорошего тона», принятых в обществе и
устанавливающих порядок поведения и общения людей в тех или иных этикетных
ситуациях. Зарождение этикета в древности.
Возникновение этикета на этапе осознания человеком себя членом определенного
коллектива.

Основные требования этикета. Речь и этикет. Тон делает музыку.
Советы одинаковые и разные. Чтобы быть привлекательным. Этикет поведения, этикет
внешнего вида и речевой этикет как составляющие современного этикета.
Принципы этикета как основа общих норм этикета.
За общим столом. Истоки доброты. Торопись обрадовать. Чувство причастности. О
культуре чувств.
Уголок Отчизны, отчий дом. Поговори со мною, мама. Что хранит твоя память.
Праздник благодарности. А каков же я? Юмор — дело серьезное. О достоинстве. Подарок
коллективу. Пожелания мальчикам и девочкам. Быть чувства достойным. «Открой своё,
небывалое»
Раздел 2. Введение в практическую психологию общения.
Познай себя. В тебе взрослеет гражданин. Где нет труда, сады там не цветут. Праздник
школьного вальса. О порядочности. Наедине с собой.
Структура личности. Важность самопознания и развития самосознания. Особенности
взаимного влияния в процессе общения. Групповая атмосфера. Психологические
защитные механизмы в общении. Практикум. Оценка эмоционального состояния,
тревожности. Тренинговое занятие. Актуализация внутренних ресурсов
личности. Закономерности восприятия вербальной информации. Практикум.
Конструктивные и деструктивные формы общения. Тренинговое занятие. «Основы
конструктивного общения». Многообразие личностных особенностей. Практикум.

Диагностика тревожности, депрессии. Практикум «Жизненные ценности и кристалл
успеха». Культура поведения, хорошие манеры. Уровень воспитанности.
Общечеловеческие ценности, свобода и ответственность в общении. Практикум. Я и мои
одноклассники. Взаимоотношения в нашем классе. Практикум «Я и права других людей».
Практикум «Как подарить радость другу?». Практикум. Мониторинг развития коллектива.
Секреты уверенности. Тренинговое занятие. «Радуга дружбы и оптимизма».
Раздел 3. Общение в конфликте.
Понятие о конфликте. Практикум «Диагностика конфликта». Посредничество в
конфликте. Конструктивные и деструктивные конфликты
Практикум. «Общение в экстремальной ситуации». Практикум. Стратегия сотрудничества
как основа конструктивного общения в конфликте. Тренинговое занятие «Конфликт и
общение». Практикум «Инвентаризация достижений».
Раздел 4. Этикет внешнего вида. Понятие имиджа
Английское происхождение слова имидж. Имидж как публичная индивидуальность.
Имидж как образ, который человек выбирает, создает и сознательно поддерживает,
используя для достижения своих целей в жизни.
Возможные имиджи начальника, преподавателя, учителя, родителей – «строгий»,
«добрый», «справедливый», «бескомпромиссный», и т.д. Три основные слагаемые имиджа
– внешность, речь, поведение. Формирование
Законы моды и этикет. Структура этикета внешнего вида: одежда, прическа, силуэт,
цветовая гамма. Соотношение этикета и моды. Функции одежды.
Стиль как совокупность деталей внешнего вида, существующих в постоянном,
одобряемом обществом единстве.
Гармоничные сочетания одежды, аксессуаров, прически и т.п.
Раздел 6. Этикетные нормы поведения среди сверстников .Речевой этикет
Речевой этикет как совокупность правил речевого поведения людей.
Соблюдение правил речевого этикета как способ формирования благоприятного
языкового паспорта человека. Этикет поведения в школьном коллективе. Проблема
существования в группе. «Ярлык» как отличительный знак личности подроста в
группе. Этикет дружеских отношений. Этикет взаимоотношений юноши и девушки.
Трудные случаи этикета как случаи, для которых нет четких норм, для которых большое
значение имеет сама ситуация общения.
Невыполнение правил поведения в семье как одна из причин конфликтов. Вечность темы
конфликта поколений. Этикет семейного общения. Профилактика конфликтов в семье.
Этикет поведения в школьном коллективе. Этикет дружеских отношений.
Этикет взаимоотношений юноши и девушки. Правила поведения при ссоре

3.Тематическое планирование.

№

Тема

1

Общение в конфликте.

2

Этикет внешнего
вида. Понятие имиджа

Кол-во
часов

Содержание занятия

9

Понятие о конфликте. Практикум
«Диагностика конфликта». Посредничество в
конфликте. Конструктивные и
деструктивные конфликты Практикум.
«Общение в экстремальной ситуации».
Практикум. Стратегия сотрудничества как
основа конструктивного общения в
конфликте. Тренинговое занятие «Конфликт
и общение». Практикум «Инвентаризация
достижений».

7

Английское происхождение слова имидж.
Имидж как публичная индивидуальность.
Имидж как образ, который человек
выбирает, создает и сознательно
поддерживает, используя для достижения
своих целей в жизни.
Возможные имиджи начальника,
преподавателя, учителя, родителей –
«строгий», «добрый», «справедливый»,
«бескомпромиссный», и т.д. Три основные
слагаемые имиджа – внешность, речь,
поведение. Формирование
Законы моды и этикет. Структура этикета
внешнего вида: одежда, прическа, силуэт,
цветовая гамма. Соотношение этикета и
моды. Функции одежды.
Стиль как совокупность деталей внешнего
вида, существующих в постоянном,
одобряемом обществом единстве.
Гармоничные сочетания одежды,
аксессуаров, прически и т.п.

3

Этикетные нормы поведения
среди сверстников .Речевой
этикет

18

Речевой этикет как совокупность правил
речевого поведения людей.
Соблюдение правил речевого этикета как
способ формирования благоприятного
языкового паспорта человека. Этикет
поведения в школьном коллективе.
Проблема существования в группе. «Ярлык»
как отличительный знак личности подроста в
группе. Этикет дружеских отношений.
Этикет взаимоотношений юноши и девушки.
Трудные случаи этикета как случаи, для
которых нет четких норм, для которых
большое значение имеет сама ситуация
общения.
Невыполнение правил поведения в семье как
одна из причин конфликтов. Вечность темы
конфликта поколений. Этикет семейного
общения. Профилактика конфликтов в семье.
Этикет поведения в школьном коллективе.
Этикет дружеских отношений.
Этикет взаимоотношений юноши и девушки.
Правила поведения при ссоре

Итого:

34

Поурочное планирование
9 класс

Номер
занятия

Наименование раздела, темы

1.

Культура поведения, хорошие манеры. Уровень воспитанности.

2

Общечеловеческие ценности, свобода и ответственность в общении.

3

Практикум. Я и мои одноклассники. Взаимоотношения в нашем
классе.

4

Практикум «Я и права других людей».

5

Практикум «Как подарить радость другу?».

6

Практикум. Мониторинг развития коллектива.

7

Секреты уверенности.

8

Тренинговое занятие. «Радуга дружбы и оптимизма».

9.

Практикум. Стратегия сотрудничества как основа конструктивного
общения в конфликте.

10

Этикет внешнего вида. Понятие имиджа

11

Понятие имиджа.

12

Формирование имиджа.

14

Имидж современного школьника

15

Законы моды и этикет. Структура этикета внешнего вида: одежда,
прическа, силуэт, цветовая гамма.

16

Стиль как совокупность деталей внешнего вида, существующих в
постоянном, одобряемом обществом единстве.

17

Гармоничные сочетания одежды, аксессуаров, прически и т.п.

18

Этикетные нормы поведения среди сверстников .Речевой этикет .
Языковой паспорт человека, его формирование.

19

Недопустимость общественного сквернословия.

20

Этикет письменного общения.

21

Этикет поведения в школьном коллективе.

22

Этикет дружеских отношений.

23

Что такое настоящий друг.

24

Этикет семейного общения.

25

Привлечение внимания и поддержание отношений.

26

Женственность девочек.

27

Мужественность мальчиков.

28

Умение вести себя в путешествии.

29

Использование иностранных этикетных выражений в разговорной
речи.

30

Традиции разных народов.

31

Деловой этикет.

32

Загляни в себя. Кто я? Зачем я живу? Что я могу?

33

Дебаты как этикетная форма обсуждения проблемы.

34

«Нужна ли школьная форма». Подготовка и проведение дебатов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».