Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Новое поколение»
Возраст: 10-12 лет
Срок реализации: 1 год
г. Комсомольск-на-Амуре, 2025
1. Пояснительная записка
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования,
ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс
сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебновоспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное
содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностноориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному
воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к
жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для её
достижения.
Предлагаемый курс занятий направлен на формирование и сохранение психологического
здоровья школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных
возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует
установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению
распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
Рабочая программа "Новое поколение" разработана на основе программы
формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я»
кандидата психологических наук О.В. Хухлаевой, программы внеурочной деятельности
социального направления «Мой мир» Хоровининой Н. И., Блудовой Л.
И. с использованием материалов программы «Познай себя» из курса
«Самосовершенствование личности» Г.К.Селевко.
2. Актуальность программы
Общество нуждается в высокообразованных, инициативных молодых людях, способных
творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны.
Подготовить таких выпускников невозможно в рамках традиционной технологии. В новой
технологии ставка делается на внутриличностные факторы мотивации учащихся, на присущие
детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению,
самоутверждению.
Программа кружка «Новое поколение» ориентирована на возрастные особенности
школьников, на общечеловеческие ценности,наудовлетворениепотребностейдуховногоразвитияличности.
В курсе прослеживается психологизация обучения (диагностика психических качеств).
Ученик рассматривается как субъект, а не как объект обучения.
Одна из главных целей – формировать веру личности в самое себя, признать смыслом
жизни путь непрерывного самосовершенствования. В курсе излагаются знания о человеческой
личности, отношениях людей друг с другом и с обществом, об общечеловеческих ценностях,
культуре поведения и жизнедеятельности – о том, что необходимо развивающемуся человеку.
Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным
факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой
которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению
большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между
индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья
ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
3. Цели и задачи программы
Цель: формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений
с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание,
общение, деятельность.
Задачи:
формировать активную жизненную позицию личности через приобретение
опыта гражданских действий, примеров демократического поведения и
общения;
побудить к самопознанию, формировать стремление и мотивы к
самосовершенствованию;
развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления,
инициативы, самостоятельности, адекватной оценки своих действий, навыков
коллективной деятельности;
научить детей действовать в соответствии со своими правами, не ущемляя при
этом права других людей;
4. Параметры программы
Сроки реализации программы: 1 учебный год
Объем учебного времени: 34 часа
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в неделю
5. Формы работы при реализации программы
При реализации программы предполагается использование самых разнообразных форм
работы. Причем, как показывает опыт, иногда, исходя из развития событий на занятии, возможно
применение формы или метода, не запланированного ранее.
Основной формой работы является беседа: познавательная, этическая, профилактическая.
Значительная часть занятий будет проводится в форме игры: интеллектуальной, ролевой,
ситуационной.
Практическая направленность курса отражена в
упражнениях с использованием художественных
средств выразительности, тренингов:
дискуссия,
анкетирование,
тестирование,
составление карт самооценки,
составление характеристик.
Кроме того, предполагается разработка и
реализация социальных проектов, коллективных
творческих дел: конкурсы, викторины, праздники,
экскурсии, соревнования, трудовые десанты, выставки.
6. Основные содержательные линии курса
І. Тропинка к своему Я
В данном разделе представлены темы, которые продолжают знакомить пятиклассников с
ценностями «Я»( личности): собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с
природными объектами.
Они предполагают осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих,
осознание единства с миром во всей его полноте; способностью концентрировать сознание на
самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими; обеспечивают у
ребёнка углубления потребности в саморазвитии, самоизменении; побуждают к последующей
самореализации.
ІІ. Человек и природа
В этом разделе предусмотрено расширение важнейших
природоведческих понятий. Целенаправленно и последовательно
раскрываются доступные пониманию учащихся экологические
зависимости, осознание которых необходимо для развитий у учащихся
современного экологического мышления.
Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к
живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым
составляет основу экологической культуры личности. Содержание направлено на создание
условий непосредственного участия школьников в природоохранительной деятельности. С этой
целью дети привлекаются к посильному участию в этой работе. В ходе этой работы у детей
формируется активная гуманная позиция по отношению к природе, ответственность за судьбу
своего общего дома – планета Земля.
ІІІ. Человек и общество.
В данном разделе предусмотрены темы, которые дают важнейшие представления детям об
обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом.
Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье,
где закладываются основы уважения к старшим. В этом разделе рассматриваются вопросы о
правах и обязанностях ребенка в школе и семье. Один из способов взаимодействия людей в
обществе труд и общение. Общение со старшими это один из источников получения новых знаний,
а трудовая деятельность – особенность жизни человека. Воспитание уважения к своему труду и
труду работников школы, родителей.
Оказание посильной помощи, стремление доставить радость родным людям, уважение к
старшим членам семьи - это основные задачи данного раздела.
ІV. Человек и его здоровье.
Этот раздел в программе нацелен на формирование представлений о человеке, как части
живой природы. Уделяется внимание вопросам гигиены, рассматривается понятия «здорового
образа жизни».
Одной из задач этого раздела является научить детей пользоваться полученными знаниями
в жизни, а также вести профилактическую работу с дошкольниками, другими учащимися. Дети
должны научиться рассказывать, убеждать других в необходимости вести здоровый образ жизни,
правильно питаться, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек, соблюдать
правила дорожного движения для своей безопасности.
V. Я учусь дружить и находить друзей.
Работа в этом разделе направлена формирование у детей этических норм, в основе которых
лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта, внимание к окружающим. Эта
работа должна дать возможность каждому ученику
без перегрузки и с учетом его
индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е. умение общаться и
слушать собеседника, соблюдать правила поведения.
7. Результаты реализации программы
Результаты первого уровня:
- развитие у детей духовных потребностей: самопознания, самовоспитания,
самообразования, самоутверждения, самоопределения, саморегуляции, самореализации;
- формирование устойчивой положительной Я-концепции;
- развитие самоуправляющего механизма личности; развитие волевых личности;
Результаты второго уровня:
- вывод личности учащегося в режим самовоспитания; воспитание и самовоспитание
толерантности, гражданственности, патриотизма;
- воспитание и самовоспитание оптимизма, веры в себя, в свои силы и способности;
- формирование долгосрочных целей на постоянное самосовершенствование личности,
мотивации на осознание и целенаправленное улучшение личностью самой себя.
Результаты третьего уровня:
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- формирование социальной защищенности личности;
- формирование индивидуальности, самостоятельности;
- формирование здорового образа жизни;
- умение рефлексии, критического мышления;
- формирование научной системы знаний о человеческой психике: поведении, мышлении,
отношениях;
- умение научно организовывать свой труд, работать с информацией, формирование
нравственное – эстетические представления об общечеловеческих ценностях;
- формирование способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
Воспитание – длительный процесс, состоящий их огромного количества составляющих,
поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения. Явным результатом
является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым
нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
Конечную цель своей работы я вижу в становлении личности, обладающей следующими
качествами:
испытываю гордость
за свою великую страну
веду здоровый
образ жизни
способна к обучению,
веду здоровый образ
жизни
чувствую
сопричастность
в судьбе страны
умею
взаимодействовать
с другими людьми
обладаю гражданской
позицией
умею
самостоятельно
строить свою
8. Календарное планирование занятий "Новое поколение"
№
Тема занятия
п/п
1 Я - личность: как правильно оценить себя?
2 Самопознание как основа совершенствования: какие у меня есть «колючки» и как избавиться от
«колючек» в моём характере?
3 Дружба начинается с улыбки.
4 Я - частица классного коллектива.
5 Ежели вы вежливы...
6 Какой
я:
что
дали
мне
природа,
родители,
что
зависит
от
в совершенствовании моего «Я»?
7 Люди пожилые, сердцем молодые.
8 Человек - загадка для самого себя.
9 Почему привычки такие вредные?
10 Земля – наш общий дом.
11 Самосознание и самоощущения:
в каждом человеке есть «светлые» и «тёмные» качества.
12 Черты нравственного человека.
13 Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?
14 Кого я могу впустить в свой внутренний мир?
15
Десять заповедей друзей леса.
16 Организация самопознания: принимать решение нелегко.
17 Учимся дружить.
18 Чем люди отличаются друг от друга.
19 Профессии людей в моем селе.
20 Знания как характеристика личности.
21 Самочувствие в твоих руках.
22 Ограничения и самоограничение.
23 Эти забавные животные.
24 Учимся принимать самостоятельное решение.
25 Я надену все лучшее сразу!
26 Витамины нужно знать в лицо
27 Библиотека – хранительница знаний.
28 Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся?
29 О спорт, ты мир!
30 Экология моего села.
31 Добрые мысли о спасении Земли.
32 Праздники в жизни человека.
33 Зеленая аптека.
34 Мои успехи в 5 классе
меня
9. Ресурсное обеспечение программы
1) “О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015
годы”. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р
2) Аграшенков А.В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты. М.; 1999.
3) Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во
внеурочной деятельности / Школьное образование. М.2007.
4) Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга.- М.: изд-во «Ось», 2001 г.
5) Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья./ В.В. Ветрова. - М.: Педагогическое
общество России, 2000. – 192 с.
6) Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.:
Флинта, 2003. -128 с.
7) Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие
для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия
развития,1997. – 240 с.
8) Классные часы: внеклассная работа: 5 - 6 классы /сост. Козлова М.А.- М.: Издательство
«Экзамен», 2009. - 317 с.
9) Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.- Екатеринбург, 1997 г
10) Леви В.Л. Искусство быть собой. М.; 2004.
11) Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая
программа для 5-8 лет / авт. сост. Н.В. Макарычева. - М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.
12) Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. - СПб.: 2007. – 224 с.
13) Г.К.Селевко, «Познай себя». М.: Народное образование, 2006
14) Селевко Г.К. Теория и практика технологии саморазвития личности. – Ярославль: ИРО,
2002.
15) Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности. - М.:1994. 107 с.
16) Хоровинина Н. И., Блудова Л. И. «Мой мир»
17) В. Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического
здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис», 2011.
Интернет-ресурсы:
1)
2)
3)
4)
5)
http://festival.1september.ru
http://nsportal.ru
http://ped-kopilka.ru
http://www.uchportal.ru
http://standart.edu.ru