Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 «РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО» На педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Палитра» для обучающихся 6-7 классов Срок реализации – 2 года Год составления - 2023 Составитель: Терюшкова И.Н., учитель изобразительного искусства г. Комсомольск-на-Амуре, 2023 1. Пояснительная записка Программа разработана в соответствие с законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 года № 373, Уставом образовательного учреждения МОУ СОШ № 15 и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности. За основу взята программа дополнительного образования детей в контексте федеральных образовательных стандартов нового поколения, составлена в соответствии с образовательной программой учебных заведений искусств и программой "Палитра" для 6,7 классов (автор: Жежерь Л.И.). Занятия проводятся один раз в неделю. В 6 классе - 35 часов в год, в 7 классе - 35 часов в год. Срок реализации - 2 года. Цель программы - развитие эмоционально-образного и художественнотворческого мышления, позволяющего учащемуся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышать чувство личной самодостаточности; Задачи. 1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности; 2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними; 3. Закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения 4. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу; 5. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени; 6. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми; 7. Развивать художественный пространственное воображение; вкус, фантазию, изобретательность, 8. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу. 2. Содержание программы 1. Пейзаж родного края; 2. Дары родной природы. Рисование фруктов, овощей; 3. Экскурсия в парк; 4. Праздник урожая. Натюрморт (натюрморт из овощей); 5. Русский народный костюм; 6. Русский народный костюм. Выполнение работы в цвете. 7. Деревня. Деревянный мир. (Рисование деревянной избы и дальнего плана); 8. Иллюстрация к русским народным сказкам. Выбор сюжета. Рисунок; 9. Иллюстрация к русским народным сказкам. Выполнение работы в цвете; 10. Экскурсия в мастерские художников нашего города. (Виртуальная экскурсия) Художники: Лукьянов, Уфимцев, Иванов и т.д ; 11. Аппликация на плоскости Работа с цветной бумагой, журналами; 12. Птица счастья. Объемное рисование; 13. Народные праздники. Композиция. Выбор сюжета. Рисунок; 14. Народные праздники. Выполнение работы в цвете; 15. Зимний пейзаж; 16. Оформление открытки: "С Новым Годом"; 17. Древний город и его жители; 18. Натюрморт с чайником в технике гризайль. Рисунок; 19. Натюрморт с чайником в технике гризайль. Выполнение работы в цвете. 20. Рисуем ярмарку. Композиция. Рисунок; 21. Рисуем ярмарку. Продолжение работы в цвете; 22. Русские богатыри; 23. Иллюстрация к былинам. Композиция. Рисунок. Выбор сюжета; 24. Иллюстрация к былинам. Продолжение работы в цвете; 25. Рисуем портрет; 26. Филимоновские свистульки; 27. Абашевская игрушка; 28. Домашние животные, любимцы и помощник; 29. Рисование на тему: "Мой двор" 30. Рисование мягкой игрушки; 31. Этюд. Весна. 32. Орнамент в квадрате. Стилизация растительного мира; 33. Пленэр. Зарисовки деревьев; 34. Пленэр. Рисование цветов (первоцветы); 35. Оформление выставки лучших работ учащихся. 3. Тематический план № Дата 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Тема занятий Пейзаж родного края. Дары родной природы. Экскурсия в парк. Праздник урожая. Натюрморт. Русский народный костюм. Рисунок. Русский народный костюм. Выполнение работы в цвете. Деревня. Деревянный мир. Иллюстрация к русским народным сказкам. Рисунок. Иллюстрация к русским народным сказкам. Выполнение работы в цвете. Экскурсия в мастерские художников нашего города. Аппликация на плоскости. Птица счастья. Объемное рисование. Народные праздники. Композиция. Рисунок. Народные праздники. Выполнение работы в цвете. Зимний пейзаж. Оформление открытки «С Новым годом». Древний город и его жители. Натюрморт с чайником, в технике гризайль. Рисунок. Натюрморт с чайником, в технике гризайль. Выполнение работы в цвете. Рисуем ярмарку. Композиция. Рисунок. Рисуем ярмарку. Продолжение работы в цвете. Русские богатыри. Иллюстрация к былинам. Композиция. Рисунок. Количество часов Теория + + + + + Практика + + Всего + + 1 1 1 1 1 + 1 + + 1 + + 1 + 1 1 + + + + + 1 1 + + 1 + 1 + + 1 + + 1 + + 1 + + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + + + 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Иллюстрация к былинам. Композиция. Выполнение работы в цвете. Рисуем портрет. Филимоновские свистульки. Абашевская игрушка. Домашние животные, любимцы и помощник. Рисование на тему «Мой двор». Рисование мягкой игрушки. Этюд «весна». Орнамент в квадрате. Стилизация растительного мира. Пленэр. Зарисовки деревьев. Пленэр. Зарисовки цветов. (Первоцветов). Оформление выставки лучших работ учащихся. ИТОГО: + 1 + + + + + + 1 1 1 + + 1 + + + + + + 1 1 1 + + 1 + + 1 + + 1 + 1 35 4. Ожидаемые результаты Должен знать: - закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной. Линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции; - различные приёмы карандашом, акварелью, гуашью и другими художественными материалами; - особенности художественных средств видов и жанров изобразительного искусства; - особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта. отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего времени. Должен уметь: различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства; классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира; объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами; создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов; видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках; выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу, с помощью изобразительных средств выражать своё отношение к персонажам изображаемого сюжета. 5. Ресурсное обеспечение дополнительные пособия для учителя: Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства / А. М. Пономарев. М. : Просвещение, 1998; Рыкова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. Ижевск, 1992; Колокольчиков, В. В. Рисование в педагогическом училище / В. В. Колокольников. - М.: Просвещение, 1965; Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. - М.: Агар, 1998; Фомина, Н. Н. Изобразительное искусство и художественный труд. 5-8 классы / Н. Н. Фомина. М.: Просвещение, 1995; Алехин, А.Д. Изобразительное искусство/. Алехин, А. Д. Когда начинается художник / Алехин, А. Д. – М.: Просвещение, 1994 Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству/ Аранова, С. ВСПб., 2004 Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений: с краткими методическими рекомендациями: 1 -9 кл./ Б.М. Неменский, Л. А. Горяева, Л. А. Неменская; под рук. Б.М. Неменского, М. Просвещение, 2008 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и учебник для уч-ся 5 - 8 кл. дополнительные пособия для учащихся: Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись / Ю. Г. Дорожкин. - М.: Мозайский, 1999. -Жегалова, С. И. Росписи Хохломы / С. И. Жегалова. -М.: Детская литература, 1991. Вачъянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания / А. М. Вачьянц. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997. Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье / А. М. Вачьянц. - М.: Айрис-Пресс, 2007.