Декоративное искусство нанайцев

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Декоративное искусство нанайцев»

Возраст: 10-12 лет
Срок реализации: 1 год

г. Комсомольск-на-Амуре, 2025

Курс внеурочной деятельности «Декоративное искусство нанайцев»
Пояснительная записка
Цель программы – формирование художественной культуры учащихся, развитие
художественного мышления, способности к творческой деятельности. - развитие
эмоционально - образного и художественно - творческого мышления, позволяющего
учащемуся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышать чувство
личной самодостаточности;

Задачи.
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности нанайцев;
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
3. Закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их
возможного применения;
4. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки
работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
5. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени;
6. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми;
7. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение.
Количество часов в неделю – 1 час
Количество часов за год – 34 часа.
Срок реализации – 1 год
Содержание программы
1 Тайны нанайского орнамента;
2 Нанайцы (гольды), или просто люди земли.
3 Геометрические орнаменты;
4 Геометрические орнаменты. Выполнение работы в цвпете;
5 Рисунок. Растительный орнамент;
6 Растительный орнамент.
7Спирально – ленточный орнамент. Рисунок.
8 Спирально – ленточный орнамент. Выполнение работы в цвете.
9 Модификация растительного орнамента.
10 Чулки на вате. (Доктон).
11 Зооморфные образы.
12 Изображение зверей.
13 Изображение птиц.
14 Изображение рыб.
15 Изображение насекомых.
16 Свадебный халат «Сике»;
17 Халат из кожи рыб «Амирей»;
18 Симметричные изображения Родового Древа;
19 Ткань вышивки;
20 Рыбья кожа;
21 Цветовое решение;
22 Фрагменты свадебного халата;
23 Свадебный обряд;

24 Наряд невесты, шапочка, унты.
25 Халат мужской;
26 Рукавицы женские;
27 Ноговицы мужские;
28 Практическая работа: «Нанайский орнамент»;
29 Практическая работа; «Нанайский орнамент», выполнение работы в цвете.
30 Практическая работа. Рисование халата. Рисунок.
31 Рисование халата. Выполнение работы в цвете.
32 Практическая работа. Рисование орнамента с элементами животных;
33 Рисование орнамента с элементами животных. Выполнение работы в цвете;
34 Оформление выставки рисунков (Нанайский орнамент)

Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Темы занятий

Тайны нанайского орнамента.
Нанайцы (гольды), или просто люди земли.
Геометрические орнаменты.
Выполнение работы в цвете. Геометрический орнамент.
Рисунок. Растительный орнамент.
Выполнение работы в цвете. Растительный орнамент.
Рисунок. Спирально ленточный орнамент.
Выполнение работы в цвете. Спирально ленточный орнамент.
Модификация растительного орнамента.
Чулки на вате. «Доктон»
Зооморфные образы.
Изображение зверей.
Изображение птиц.
Изображение рыб.
Изображение насекомых.
Свадебный халат «Сике»
Халат из кожи рыб «Амирей».
Симметричные изображения Родового Древа.
Ткань вышивки.
Рыбья кожа.
Цветовые решения.
Фрагменты свадебного халата.
Свадебный обряд.
Наряд невесты. Шапочка. Унты.
Халат мужской.
Руковицы женские.
Ноговицы мужские.
Практическая работа. Нанайский орнамент. Рисунок.
Практическая работа. Нанайский орнамент. Выполнение работы в цвете.
Практическая работа. Рисунок. Рисование халата.
Практическая работа. Рисование халата. Выполнение работы в цвете.
Практическая работа. Рисование орнамента с элементами животных.
Практическая работа. Рисование орнамента с элементами животных.
Выполнение работы в цвете.
Оформление выставки рисунков «Нанайский орнамент». Посещение музея
изобразительных искусств.

Ожидаемые результаты
Учащиеся научатся:
 характеризовать особенности уникального нанайского искусства, семантическое
значение традиционных образов, мотивов (животных, птиц, солярные знаки); создавать
декоративные изображения на основе нанайских образов;
 раскрывать смысл нанайских праздников и обрядов и их отражение в народном
искусстве и в современной жизни;

 создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
 определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства

нанайцев;
 создавать самостоятельные варианты орнаментального построения с опорой на
нанайские традиции;
 создавать эскизы нанайского праздничного костюма, его отдельных элементов в
цветовом решении;
 умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для
данного возраста уровне);
 выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
 различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
 различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других
народов России;
 находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных
декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных
промыслов;
 различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов
России;
 характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе
народных традиций;
 композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными
художественными материалами
 пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими
материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать
коллажные техники;
 узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
 работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая
разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
 различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/
Фестиваль педагогических идей : https://urok.1sept.ru/
Открытый класс. Сетевые образовательные
сообщества:https://multiurok.ru/blog/sietievyie-obrazovatiel-nyie-soobshchiestvaotkrytyi-klass.
Официальный ресурс для учителей, детей и родителей:
https://rosuchebnik.ru/material/40-saytov-kotorye-oblegchat-rabotu-uchitelya/
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/
Фоксфорд https://foxford.ru/#!
Виртуальная экскурсия: мини-экскурсий http://www.museum-arms.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».