Содержание.
1. Общие положения
2. Режим работы учреждения
3. Пояснительная записка (1-4 классы для обучающихся с легкой
степенью умственной отсталости)
4. Пояснительная записка (5-9 классы для обучающихся с легкой
степенью умственной отсталости)
1. Общие положения
Учебный план составлен на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении
ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья» (ред. от 08.11.2022);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)» (ред. от 08.11.2022);
- Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении ФГОС основного
общего образования»;
- Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (ред. от 07.10.2022);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания".
Изучение учебных предметов федерального компонента организуется с
использованием учебников, входящих в федеральный перечень учебников, утверждённый
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
2. Режим работы
Организация образовательной деятельности в МОУ СОШ № 15 осуществляется по
учебным четвертям в режиме 5-дневной учебной неделе с учетом законодательства
Российской Федерации.
Продолжительность учебного года при получении начального общего и основного
общего образования составляет 34 недели.
Учебный год в МОУ СОШ № 15 начинается 1сентября 2025 года.
Учебный год в образовательной организации заканчивается 26 мая 2026 года.
С целью профилактики переутомления в федеральном календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность учебных четвертей составляет:
I четверть - 8 учебных недель (для 1 – 11 классов);
II четверть - 8 учебных недель (для 1 - 11 классов);
III четверть - 10 учебных недель (для 2 -11 классов), 9 учебных недель (для 2 -11
классов);
IV четверть - 7 учебных недель (для 1 - 11 классов).
Продолжительность каникул составляет:
по окончании I четверти (осенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1 -11
классов);
по окончании II четверти (зимние каникулы) - 12 календарных дней (для 1 - 11
классов);
дополнительные каникулы - 9 календарных дней (для 1 классов);
по окончании III четверти (весенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1 -11
классов); по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.
Продолжительность урока не превышает 45 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены (после 2 или 3 урока) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены
допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью
составляет не менее 20 - 30 минут, за исключением обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, обучение которых осуществляется по специальной
индивидуальной программе развития.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной
Гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 5-6 классов –не более 6 уроков;
для обучающихся 7-9 классов –не более 7 уроков;
Занятия начинаются не ранее 8 часов утра.
Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней:
Окончание учебного года в 1-11 классах – 23 мая.
В 2025-2026 учебном году количество обучающихся с ОВЗ на начало учебного года
следующее:
Класс
всего
1
Обучающиеся с УО
0
2
0
3
4
5
6
7
8
9
1
3
1
3
1
0
2
11
С 01.09.2025 года утверждены следующие сроки учебных четвертей и каникул
годового календарного графика на 2025 – 2026 учебный год:
Дата
Продолжительность
Учебный
Количество
Количество
период
Начало
Окончание
учебных недель
учебных дней
I четверть
01.09.2025
26.10.2025
8
40
II четверть
05.11.2025
28.12.2025
8
38
III четверть
12.01.2026
27.03.2026
IV четверть
06.04.2026
25.05.2026
10 для 1 класса
11 для 2-11 класса
7
34 для 2-11 класса
Итого в учебном году
55
35
168
Продолжительность каникул
Каникулы
Дата
начала Дата окончания
каникул
каникул
Продолжительность
осенние
зимние
весенние
27.10.2025
29.12.2025
28.03.2026
04.11.2025
09.01.2026
05.04.2026
9 календарных дней
12 календарных дней
9 календарных дней
Итого
30 каникулярных дней в течение
учебного года
летние
01.06.2026
31.08.2026
14 недель
Организация промежуточной и итоговой аттестации
Промежуточная аттестация проводится без прекращения образовательной
деятельности по предметам учебного плана с 15 апреля по 15 мая 2026 года без прекращения
образовательной деятельности по предметам учебного плана.
Обучающиеся с нарушением интеллекта по завершении реализации адаптированной
основной общеобразовательной программы в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки России от 19
декабря 2014 г № 1599) (ФГОС) и федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (утверждена приказом Минпросвещения России от 24
ноября 2022 г № 1026) (ФАООП) проходят итоговую аттестацию.
Для выпускников с нарушением интеллекта, АООП которых рассчитана на 9 лет
освоения, проведение итоговой аттестации становится обязательным с 2024/25 учебного
года.
Итоговая аттестация для обучающихся осуществляется по завершении реализации
АООП (вариант 1) в форме двух испытаний: первое испытание предполагает комплексную
оценку по учебным предметам: « Русский язык», «Чтение (Литературное чтение)»,
«Математика», «Основы социальной жизни»; второе испытание направлено на оценку
знаний и умений по выбранному профилю труда и готовность к их применении.
Особенности учебного плана
обучающихся с умственной отсталостью
Учебный план МОУ СОШ № 15, реализующих ФАООП УО (вариант 1), фиксирует общий
объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также
выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель в году с 3 по 9 класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более 5066 академических часов на 2
этапе обучения (V - IX класс)
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей
и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает по запросу родителей (законных представителей) увеличение
учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части.
Пояснительная записка к учебному плану
3,4 класс (вариант 1)
Учебный план для обучающихся 1-4 классов с лёгкой степенью умственной
отсталости (интеллектуальными нарушениями) МОУ СОШ № 15 составлен на основании
вариант 1 ФАООПУО.
Характеристика общих целей обучения по каждой предметной области и учебному
предмету обучающихся 3 класса.
Предметная область: Язык и речевая практика. Предметная область включает три
учебных предмета: Русский язык, чтение, речевую практику.
Русский язык - выделяется 3 часа в неделю в 4 классе. Формирование первоначальных
навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных
представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний.
Использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач.
Чтение - 4 часа в неделю в 3 классе. Осознание значения чтения для решения
социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства
прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных
жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения
доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование
коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
Речевая практика - выделяется 2 часа в неделю в 3 классе. Расширение представлений
об окружающей действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической
сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной
коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со
средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
Предметная область: Математика. включает предмет «Математика». Выделяется 4
часа в неделю в 3 классе. Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями,
решением арифметических задач и другими). Овладение способностью пользоваться
математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач
(ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в
различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать
некоторые математические знания в жизни.
Предметная область: Естествознание. включает предмет «Мир природы и человека», выделяется 1 час в 3 классе. Формирование представлений об окружающем мире: живой и
неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с
природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и
сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации
безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Предметная область: Искусство. включает два предмета «Музыка», «Рисование
(изобразительное искусство)».
Музыка - выделяется 1 час в 3 классе. Формирование и развитие элементарных
умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и
их исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших
эстетических ориентиров.
Рисование (изобразительное искусство)- выделяется 1 час в неделю. Формирование
умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических
задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»;
понимание красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве.
Предметная область: Физическая культура. включает предмет «Адаптивная
физическая культура».
Адаптивная физическая культура - выделяется 3 часа в неделю. Формирование
установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа
жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к
физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях
физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование
основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других. Формирование умения
следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их
дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой,
лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и психофизическими
особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы и
психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание
нравственных качеств и свойств личности
Предметная область: Технологии. включает предмет «Труд (технология)», на
который выделяется 1 час в 3 классе. Овладение элементарными приемами ручного труда,
общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной
мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении
труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной
профессии.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время,
отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и
потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического
коллектива образовательной организации.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, распределена
следующим образом:
Добавлено 2 часа на изучение предмета «русский язык»
ОРКСЭ 1 час в неделю.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого
спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых
для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в
неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные
занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и
их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№ 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря
2020 г., регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Коррекционно-развивающая область.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений
окружающей действительности
На коррекционные занятия по расписанию выделены часы во внеурочное время.
Занятия проводятся с учетом речевых, двигательных и других нарушений.
Продолжительность групповых коррекционных занятий 25 минут, индивидуальных - 20
минут.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования.
Внеурочная деятельность обучающихся 1-4 классов осуществляется в составе класса
Недельный индивидуальный учебный план АООП УО (вариант 1)
3,4 КЛАССА
Класс
Предметные области
Учебные предметы
Русский язык
1. Язык и Речевая практика
Чтение
Речевая практика
2. Математика
Математика
3. Естествознание
Мир природы и человека
Музыка
4. Искусство
Рисование (изобразительное
Искусство)
5. Физическая культура
Адаптивная физическая культура
6. Технология
Труд (технология)
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
ОРКСЭ
Математика и конструирование
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия
и ритмика):
Внеурочная деятельность
4 класс
3 класс
5
4
2
4
1
1
5
4
2
4
1
1
1
1
3
1
22
1
1
3
1
22
1
1
23
23
6
6
4
4
Годовой индивидуальный учебный план АООП УО (вариант 1)
обучающегося 3,4 класса.
Предметные области
Класс
Количество часов в
год
Учебные предметы
4 класс
3 класс
Русский язык
175
175
Чтение
136
136
Речевая практика
68
68
2. Математика
Математика
136
136
3. Естествознание
Мир природы и человека
34
34
4. Искусство
Музыка
34
34
Рисование (изобразительное
34
34
1. Язык и Речевая практика
Искусство)
5. Физическая культура
Адаптивная физическая культура
102
102
6. Технология
Труд (технология)
34
34
Итого
748
748
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
34
34
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной
782
782
204
204
учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия
и ритмика):
Пояснительная записка
(5 -9 класс для обучающихся с умственной отсталости)
Учебный план для обучающихся 5-9 классов с лёгкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) МОУ СОШ № 15 разработан в соответствии с ФАООП с
НИ, вариант 1.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса,
а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав
каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой
категории обучающихся. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное
окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы в течение учебного года полном
объёме, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
На предмет «Русский язык» и «Чтение» отводится по 4 часа в неделю.
Предмет «Математика» изучается 4 часа в неделю по 3 часа в неделю в 6-9х классах.
На предмет «Биология» и «География» отводится по 2 часа в неделю в 6-9-х классах.
На предмет «Мир истории» в 6 классе отводится 2 часа в неделю. На предмет «История
Отечества» отводится по 2 часа в 7-9 классах.
«Изобразительное искусство» изучается 2 часа в неделю, «Музыка» - 1 час в неделю в 5 классе.
На предмет «Профильный труд» из предметной области «Труд (технология)» отводится
по 7 часов в 7-9 х классах и 6 часов в 5-6.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает: увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиям: Психокоррекционные занятия, логопедические занятия
На коррекционные занятия по расписанию выделены часы во внеурочное время. Занятия
проводятся с учетом речевых, двигательных и других нарушений. Продолжительность
групповых коррекционных занятий 25 минут, индивидуальных - 20 минут.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается
при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при
определении объемов финансирования.
Внеурочная деятельность обучающихся 5 - 9 классах осуществляется в составе класса
Учебный план АООП УО (вариант 1)
обучающихся с 5,6,7,9 класс
Предметные области
Класс
Количество часов
Учебные предметы
V
VI
VII
IX
4
4
4
4
4
4
-
4
3
1
4
3
1
Обязательная часть
1. Язык и речевая
Русский язык
практика
Чтение (Литературное чтение)
2. Математика
Математика
Информатика
4
4
-
3. Естествознание
Природоведение
2
2
-
-
4.Человек и общество
Биология
География
Основы социальной жизни
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Мир истории
-
2
-
-
5. Искусство
История Отечества
Музыка
1
-
2
-
2
-
2
-
-
-
6.Физическая культура
Рисование
(изобразительное
искусство)
Адаптивная физическая культура
2
2
2
2
7. Технология
Профильный труд
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
6
27
2
6
28
2
7
29
1
7
29
1
ГТО – путь к успеху
Спортивные игры
Палитра
Азбука психологии
Секреты текста
Речевая мастерская
Максимально
допустимая годовая
(при 5- дневной учебной неделе)
1
1
Коррекционно-развивающая
занятия и ритмика):
Внеурочная деятельность
Итого
область
1
1
1
нагрузка
(коррекционные
1
30
29
30
30
6
6
6
4
39
4
39
4
39