Обществознание_теория и практика

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Обществознание: теория и практика»
(элективный курс)
10-11 класс

г. Комсомольск-на-Амуре, 2025 год

Программа элективного курса составлена на основе:
1. Демонстрационного варианта контрольно измерительных материалов единого
государственного экзамена текущего года по обществознанию;
2. Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки
выпускников, общеобразовательных учреждений для проведения текущем году
единого государственного экзамена по обществознанию;
3. Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в текущем
году единого государственного экзамена по обществознанию.
4. Локального акта учреждения о рабочей программе
Целевые установки курса:
Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера;
обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня
теоретического обобщения;
Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой
подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами
и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными
заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.
Задачи курса:
- повышение предметной компетентности учащихся;
-развитие у учащихся стойкого интереса к предмету;
-краткое изложение и повторение курса обществознания;
-формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
-формирование умений выполнять задания повышенной сложности;
- воспитания положительного отношения к процедуре контроля в формате единого
государственного экзамена;
- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по
предмету, распределение заданий различного типа (с выбором ответов, с крастким
ответом, с развёрнутым ответом);
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими, процедуру
проведения экзамена в целом: эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов; правильно оформлять решение заданий с развёрнутым ответом;
- психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений проверяемых в
рамках ЕГЭ. Программа рассчитана на 1 год изучения. В 11 классе
Курс позволит преодолеть психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием
большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.

Программа курса.

11 класс – 34 часа.

Введение – 1 час.
Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения
экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ.
Модульный блок «Человек. Познание». 4 часа
Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека.Теории
происхождения человека. Человек – биологическое существо. Основные отличия человека от
животного. Человек – существо социальное. Бытие человека. Потребности и интересы человека.
Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность.Деятельность.
Деятельность человека и активность животного. Основные компоненты деятельности. Виды
действий. Игра как деятельность. Общение, структура общения. Функции общения. Учение. Труд.
Основные классификации деятельности. Творческая деятельность. Мышление. Типы мышления.
Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Цель жизни. Смысл жизни. Проблема смысла
жизни человека. Самореализация.
Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Индивид. Индивидуальность.
Личность. Структура личности. Социализация. Этапы социализации.
Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Внутренний (духовный) мир
человека. Структура духовного о мире человека. Мировоззрение, структура мировоззрения. Типы
мировоззрения. Менталитет. Сознание, структура сознания. Самосознание. Бессознательное.
Отличие сознательного от бессознательного.
Самопознание. Свобода и ответственность личности. Самопознание. Самооценка. «Я» концепция. Поведение. Виды социального поведения. Свобода и ответственность личности.
Познание мира. Формы познания. Познание. Процесс познания. Агностицизм, скептицизм,
оптимизм. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание:
понятие, суждение, умозаключение.
Истина и ее критерии. Относительность истины. Что есть истина? Относительная истина,
абсолютная истина. Критерии истины. Функции практики в процессе познания.

Виды человеческих знаний. Научное познание. Знание. Виды знания. Формы знания. Научное
познание. Уровни научного познания. Структура теории. Методы научного познания: анализ,
синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстракция.
Социальные науки, их классификация. Социальные науки. Классификация социальных наук.
Важнейшие социальные науки. Социальное познание. Особенности социального познания.
Социальный факт.
Модульный блок «Общество». 3 часа
Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Понятие «общество» в узком и
широком смысле. Функции общества. Общественные отношения. Общество – динамическая
система. Сферы общественной жизни. Спецефические черты общества.

Общество и природа. Понятие «природа» в узком и широком смысле. «Вторая природа».
Взаимодействие общества и природы. Противоречия общества и природы. Представления о
взаимосвязи общества и природы.
Общество и культура. Понятия «культура». Система взаимоотношений общества и культуры.
Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной сфер общества.Взаимосвязь
сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние сфер.
Социальные институты. Социальный институт. Основные комплексы социальных институтов.
Функции социальных институтов.
Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Общественное развитие.
Реформа и ее виды. Революция и ее виды. Модернизация. Традиционное общество.
Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный
подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации.
Понятие общественного прогресса. Различные взгляды на направленность общественного
развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии.
Стагнация.
Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобализация. Основные
направления глобализации. Последствия процесса глобализации. Единство современного мира.
Основные факторы единства современного человечества.
Глобальные проблемы человечества. Термин «глобальные проблемы». Причины возникновения.
Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы. Основные направления разрешения
глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества.
Модульный блок «Экономика». 5 часов
Экономика: наука и хозяйство. Термин «экономика». Экономика – это хозяйство. Производство,
распределение, обмен, потребление. Факторы производства. Экономика как наука. Функции
экономической теории. Макроэкономика. Микроэкономика.
Экономические системы. Экономическая система. Основные типы экономических систем:
традиционная, централизованная, рыночная, смешанная. Многообразие рынков. Спрос, закон
спроса. Предложение, закон предложения.
Экономическое содержание собственности. Собственность. Право собственности. Экономическое
содержание собственности. Виды собственности.
Измерители экономической деятельности. Система национальных счетов. ВВП. ВНП. НД.
Экономический цикл и экономический рост. Экономический цикл. Фазы экономического цикла.
Причины циклического развития экономики. Виды кризисов. Экономический рост.
Экономика и государство. Роль государства в экономике. Правовое регулирование. Денежнокредитная политика. Инфляция и ее виды. Банковская система. Налогово-бюджетная политика.
Налоги, функции налогов. Государственный бюджет. Государственный долг.
Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Мировая экономика.
Международное разделение труда (МРТ). Мировой рынок. Международная торговля. Типы
экономической интеграции. Структура международной валютно-финансовой системы.

Экономика потребителя. Экономика производителя. Потребитель. Цель потребителя.
Рациональное поведение потребителя. Доход потребителя. Уровень жизни. Бизнес,
предпринимательство. Виды предпринимательства .Основные принципы, регулирующие
предпринимательскую деятельность. Функции предпринимательства.
Рынок труда. Безработица. Рынок труда, рабочая сила. Особенности рынка труда. Характерные
черты конкурентного труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Безработица. Причины
безработицы. Основные виды безработицы. Последствия безработицы.
Модульный блок «Политика». 4 часа
Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти. Компоненты
власти. Классификации (типологии) власти. Политическая власть и ее признаки и разновидности.
Типы политической власти. Государственная власть. Теория разделения властей.
Политическая система, ее структура и функции. Политическая система общества и ее структура.
Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества. Функции политической
системы. Основные теории происхождения государства. Государство. Признаки государства.
Функции государства. Формы правления: монархия, республика. Формы государственнотерриториального устройства: унитарное, федеративное, конфедерация. Политические режимы.
Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Избирательные
системы. Политическая партия и ее черты Виды политических партий. Партийная система, типы
партийных систем. Политические движения. Виды политических движений. Основные этапы
становления многопартийности в России.
Политический режим. Типы политических режимов. Политический режим. Демократический ,
тоталитарный, авторитарный режимы.
Политическая идеология. Политическая идеология. Основные этапы формирования идеологии.
Уровни политической идеологии и функции. Типы политических идеологий.
Политическая культура. Политическая культура. Компоненты политической культуры. Функции
политической культуры.
Гражданское общество. Основные подходы к определению сущности гражданского общества.
Соотношение государства и гражданского общества. Предпосылки гражданского общества.
Структура и функции гражданского общества.
Правовое государство. Правовое государство. Признаки (принципы) правового государства.
Предпосылки создания правового государства. Пути формирования правового государства.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Содержание политической жизни.
Политический статус личности. Политическая роль личности. Типы политических ролей.
Политический лидер. Особенности политического лидерства. Классификация типов политических
лидеров. Политическое участие. Виды политического участия. Основные типы политической
деятельности.
Модульный блок «Право» 6 часов
Право в системе социальных норм. Социальные нормы: типы, функции. Норма права, признаки
нормы права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Виды правовых норм.
Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия. Теории происхождения права,
признаки и функции.

Система права: основные отрасли, институты, отношения. Система права институт права,
подотрасль, отрасль права. Виды институтов права. Основные отрасли российского права.
Источники права. Правовые акты. Источник (форма) права. Виды источников права: правовой
обычай, судебный прецедент, правовая доктрина, нормативно-правовой акт, нормативно-правовой
договор. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов: закон, подзаконный акт.
Правонарушения. Правоотношения, участники. Структура правоотношений. Правонарушение.
Состав (структура) правонарушения. Виды правонарушений: преступление и проступок.
Конституция РФ. Конституция. Этапы конституционного развития России. Особенности
Конституции РФ: структура, содержание. Система основных прав и обязанностей гражданина РФ.
Конституционное закрепление прав, свобод и обязанностей гражданина РФ. Защита прав и свобод
человека.
Понятие государственного устройства. Особенности государственного устройства РФ.
Социальное назначение Президента РФ. Порядок избрания Президента РФ, сроки его полномочий.
Права, обязанности и ответственность Президента РФ.
Понятие Федерального Собрания. Состав и структура Федерального Собрания. Внутренняя
организация. Полномочия и ответственность Федерального Собрания. Особый статус депутата
Государственной Думы, члена Совета Федерации.
Правительство РФ: социальное назначение, порядок назначения, внутренняя организация,
полномочия.
Правовая основа судебной власти в Российской Федерации. Статус судей. Функции прокуратуры
РФ. Основные принципы судебной власти.

Юридическая ответственность и ее виды. Юридическая ответственность, ее признаки. Принципы
юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности. Функции.
Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и
уголовного права в Российской Федерации. Характеристика основных отраслей российского
законодательства: основные источники, основные понятия и нормы. Понятие гражданского права.
Субъекты гражданских прав. Юридические лица. Возникновение и прекращение гражданскоправовых отношений. Объекты гражданских прав. Имущественные и личные неимущественные
права граждан. Гражданско-правовая ответственность. Понятие и значение договора.
Классификация договоров. Отдельные виды гражданско-правовых договоров. Понятие и виды
сделок. Форма сделок. Действительность и недействительность сделки. Понятие наследования.
Наследование по завещанию. Наследование по закону.
Понятие процессуального права. Специфика гражданско-процессуальных отношений. Понятие и
состав участников гражданского процесса. Понятие принципов гражданского процессуального
права. Принципы организации правосудия и их содержание. Принципы, определяющие
деятельность гражданского процесса.
Понятие экологического права. Специфика экологического законодательства. Право
природопользования. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Виды
ответственности.

Понятие и задачи уголовного права. Источники уголовного права. Принципы уголовного права.
Уголовный закон и его действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Понятие преступления. Виды преступлений. Состав преступления. Сущность вины. Формы вины.
Невиновное причинение вреда. Уголовная ответственность. Понятие и цели наказания. Виды
наказаний. Ответственность несовершеннолетних.
Понятие трудовых отношений. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное
партнёрство в сфере труда. Трудовой договор: понятие, структура, содержание. Охрана труда.
Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения.
Международные документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека.
Международный пакт о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных
правах. Судебная защита. Правосудие. Система международной защиты прав человека.
Правовая культура. Правовая культура: структура, уровни. Правосознание. Правотворчество.
Законность. Правопорядок. Функции правовой культуры. Значение правовой культуры.

Модульный блок «Социальные отношения» 6 часов
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальная связь, виды. Типы
социальных действий. Формы социального взаимодействия.
Социальные группы, их классификация. Социальная общность. Признаки социальной общности и
ее виды. Виды социальных групп. Социальная структура общества. Квазигруппа. Организация.
Малая группа.
Социальный статус. Социальная роль. Социальный статус. Статусный набор. Компоненты
социального статуса. Престиж. Авторитет. Социальная роль.
Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная
дифференциация. Неравенство. Стратификация. Критерии стратификации. Исторические типы
стратификационных систем. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальная норма: обычаи, традиции. Нормы
морали, правовые нормы, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы.
Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Социальный контроль.
Семья и брак как социальные институты. Семья. Функции семьи. Виды семьи. Брак, виды брака.
Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Личные правоотношения между
супругами. Имущественные правоотношения между супругами.
Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми. Права ребёнка в семье.
Осуществление родительских прав. Ответственность родителей.
Молодежь как социальная группа. Молодежь. Особенности социального положения молодежи.
Типы самодеятельности молодежи.
Этнические общности. Межнациональные отношения. Этническая общность. Подходы (теории)
понимания сущности этносов, их происхождения. Виды этнических общностей.
Межнациональные отношения. Способы мирного сотрудничества. Основные тенденции развития
наций. Межнациональный конфликт. Причины и типы межнациональных конфликтов. Виды

национализма. Пути разрешения межнациональных проблем. Национальная политика в
Российской Федерации.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Конфликт и его участники. Причины, повод,
противоречия конфликта. Виды противоречий. Социальный конфликт и виды. Функции
социальных конфликтов.
Социальные процессы в современной России. Социальные процессы в современной России.
Стратификационная структура российского общества. Основные тенденции развития социальной
структуры современного российского общества.

Модульный блок «Духовная жизнь общества» 4 часов

Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни.
Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Основные функции культуры.
Структура духовной жизни общества.
Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная
субкультура. Типология культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая. Разновидности
культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества.
Средства массовой информации. СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции СМИ.
Искусство, его формы, основные направления. Понятие «искусство». Теории происхождения
искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические черты искусства. Функции
искусства.
Наука. Понятие «наука». Виды наук. Модели развития научного знания. Функции современной
науки.
Социальная и личностная значимость образования. Образование. Цель образования. Функции
образования. Система образования в России. Сеть образовательных учреждений. Комплекс
принципов, определяющих функционирование системы образования. Общие тенденции в
развитии образования.
Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Определение «религия».
Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа. Ранние формы
религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии. Мировые
религии: буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии.
Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу, обычай,
традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность». Мораль и
право: общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культура
личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности.
Тенденции духовной жизни современной России. Основные проблемы и тенденции современной
культурной ситуации в России.
Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ. Проверка уровня подготовки учащихся к Единому
государственному экзамену.

Тематическое планирование элективного курса по обществознанию для 11
класса «Обществознание: теория и практика».
№ п/п Наименование раздела,
тема занятия
1

Форма занятия

Самостоятельная
работа учащихся

Введение. Работа с КИМ Вводная лекция
с целью изучения
структуры
Раздел 1. «Человек. Познание» 4 часа

2

Человек. Деятельность
человека, ее основные
формы. Индивид,
индивидуальность,
личность. Внутренний
мир человека

Лекция с
элементами
беседы

Работа над понятиями
составление схем
изучение источников
(научный текст)

3

Познание и его формы.
Виды человеческих
знаний. Социальные
науки.

Лекция с
элементами
беседы

Работа над
составлением схем,
практическое задание
по классификации
наук

4

Практикум «Выполнение Практикум.
заданий части 1
Алгоритм
выполнения
наиболее
сложных заданий

Выполнение заданий,
работа над понятиями,
анализ логических
задач «Верны ли
суждения?...»

5

Практикум «Работа над
заданиями части 2

Решение заданий,
составление схем,
соотнесение понятий и
фактов. Работа с
текстом, знакомство с
вопросами по
кодификатору,
выполнение задания
по образцу.

Практикум.
Алгоритм
выполнения
наиболее
сложных заданий

Раздел 2.«Общество» 3
часа
6

Социум как особенная
Лекция
часть мира. Системное
строение общества.
Социальные институты.
Общество и природа.
Общество и культура.
Многовариантность
общественного развития.
Типология обществ.

Работа над понятиями
составление схем

Дата проведения

Понятие общественного
прогресса. Глобальные
проблемы человечества
7

Практикум «Выполнение Практикум.
заданий части 1
Алгоритм
выполнения
наиболее
сложных заданий

Выполнение заданий,
работа над понятиями,
анализ логических
задач «Верны ли
суждения?...»

8

Практикум «Работа над
заданиями части 2»

Практикум.
Алгоритм
выполнения
наиболее
сложных заданий

Решение заданий,
составление схем,
соотнесение понятий и
фактов. Работа с
текстом, знакомство с
вопросами по
кодификатору,
выполнение задания
по образцу.

Лекция

Работа над понятиями
составление
сравнительной
характеристики

Раздел 3. «Экономика» 5 часов .
9

Экономика: наука и
хозяйство.
Экономические системы
Измерители
экономической
деятельности.
Экономический цикл и
экономический рост
Мировая экономика:
внешняя торговля,
международная
финансовая система

10

Экономика потребителя. Урок - практикум
Экономика
производителя. Функции
денег в современной
экономике Причины
появления и виды
банков. Принципы
кредитования.

11

Виды рынков. Спрос и
предложение, рыночное
равновесие. Работа с
заданием №21
Рынок труда.
Безработица.

Работа с
дополнительными
материалами по
вопросам экономики

Урок - практикум Работа с
дополнительными
материалами по
вопросам экономики

12

Практикум «Выполнение Практикум.
заданий части 1»
Алгоритм
выполнения
наиболее
сложных заданий

Выполнение заданий,
работа над понятиями,
анализ логических
задач «Верны ли
суждения?...»

13

Практикум «Работа над
заданиями части 2»

Решение заданий,
составление схем,
соотнесение понятий и
фактов. Работа с
текстом, знакомство с
вопросами по
кодификатору,
выполнение задания
по образцу.

Практикум.
Алгоритм
выполнения
наиболее
сложных заданий

Раздел 4. «Политика» 4
часов
14

Власть, ее
Вводное занятие. Работа над понятиями
происхождение и виды.
составление схем и
Политическая система, ее
таблиц
структура и функции.
Политические партии и
движения. Становление
многопартийности в
России

15

Формы государства
Лекция
Политический режим.
Типы политических
режимов. Политическая
идеология. Политическая
культура. Человек в
политической жизни.
Политическое участие.

Составление тезисов,
работа с
историческими
источниками и
материалами
периодической печати

Практикум «Выполнение Практикум.
заданий части 1».
Алгоритм
выполнения
наиболее
сложных заданий

Выполнение заданий,
работа над понятиями,
анализ логических
задач «Верны ли
суждения?...»

Практикум «Работа над
заданиями части 2

Решение заданий,
составление схем,
соотнесение понятий и
фактов. Работа с
текстом, знакомство с
вопросами по
кодификатору,
выполнение задания

16

17

Практикум.
Алгоритм
выполнения
наиболее
сложных заданий

по образцу.
Раздел 5. «Право» 6
часов
18

Право в системе
Лекция с
социальных норм
элементами
Источники права.
беседы
Правовые акты Система
права: основные отрасли,
институты, отношения

Работа над понятиями
составление схем и
таблиц

19

Конституция РФ. Работа
над заданием №23

Практическая
работа с текстом
Конституции.

Работа над понятиями,
изучение источников
(научный текст)

20

Правонарушения
Юридическая
ответственность и ее
виды.

Практическая
работа с
конкретными
ситуациями

Работа над понятиями
составление схем и
таблиц, работа с
источниками СМИ

21

Основные понятия и
Лекция с
нормы
элементами
административного,
беседы
гражданского, трудового,
семейного и уголовного
права в Российской
Федерации

Работа над понятиями,
решение практических
задач

22

Практикум «Выполнение Практикум.
заданий части 1
Алгоритм
выполнения
наиболее
сложных заданий

Выполнение заданий,
работа над понятиями,
анализ логических
задач

23

Практикум «Работа над
заданиями части 2»

Практикум.
Алгоритм
выполнения
наиболее
сложных заданий

Решение заданий,
составление схем,
соотнесение понятий и
фактов. Работа с
текстом, знакомство с
вопросами по
кодификатору,
выполнение задания
по образцу.

Лекция с
элементами
беседы

Работа над понятиями
составление схем и
таблиц

Раздел 6. «Социальные
отношения» 6 часов
24

Социальное
взаимодействие и
общественные
отношения Социальные

группы, их
классификация
Социальный статус.
Социальная роль.
25

Неравенство и
Лекция с
социальная
элементами
стратификация.
беседы
Социальная мобильность
Социальные нормы.
Отклоняющееся
поведение

Работа над понятиями
составление схем и
таблиц

26

Семья и брак как
социальные институты
Молодежь как
социальная группа.
Этнические общности.
Межнациональные
отношения.

Лекция с
элементами
беседы

Работа над понятиями
составление схем и
таблиц

27

Социальный конфликт и
пути его разрешения
Социальные процессы в
современной России

Лекция с
элементами
беседы

Работа над понятиями,

28

Практикум «Выполнение Практикум.
заданий части 1
Алгоритм
выполнения
наиболее
сложных заданий

Выполнение заданий,
работа над понятиями,
анализ логических
задач

29

Практикум «Работа над
заданиями части 2»

Решение заданий,
составление схем,
соотнесение понятий и
фактов. Работа с
текстом, знакомство с
вопросами по
кодификатору,
выполнение задания
по образцу.

Практикум.
Алгоритм
выполнения
наиболее
сложных заданий

Раздел 7. «Духовная
жизнь общества» 4 часа
30

Культура и духовная
Лекция с
жизнь Формы и
элементами
разновидности культуры: беседы
народная, массовая и
элитарная; молодежная
субкультура Средства
массовой информации

Работа над понятиями
составление схем и
таблиц

Тенденции духовной
жизни современной
России
31

Искусство, его формы,
основные направления.
Наука Социальная и
личностная значимость
образования Религия.
Роль религии в жизни
общества. Мировые
религии Мораль.
Нравственная культура

Лекция с
элементами
беседы

32

Практикум «Выполнение Практикум.
заданий части 1
Алгоритм
выполнения
наиболее
сложных заданий

Выполнение заданий,
работа над понятиями,
анализ логических
задач

33

Практикум «Работа над
заданиями части 2»

Решение заданий,
составление схем.
Работа с текстом,
знакомство с
вопросами по
кодификатору,
выполнение задания
по образцу.

34

Итоговый тест ЕГЭ

Практикум.
Алгоритм
выполнения
наиболее
сложных заданий

Работа над понятиями
составление схем и
таблиц

Планируемые результаты:

1. Сформированность знаний об основах общественных наук. Сформированность
знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии основных сфер и институтов
2. Овладение элементами методологии социального по знания
3. Умение характеризовать российские духовно-нравственные ценности
4. Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук, умение различать
существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать используемые в социальных науках
понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении
собственных суждений и по строении устных и письменных высказываний
5. Владение умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов
6. Владение умениями применять полученные знания при анализе социальной
информации, полученной из источников разного типа
7. Сформированность навыков оценивания социальной информации
8. Умение при анализе социальных явлений соотносить различные теоретические
подходы, делать выводы и обосновывать их на теоретическом и фактически
эмпирическом уровнях; вести дискуссию, выстраивать аргументы с привлечением
научных фактов и идей; владение приёмами ранжирования источников социальной
информации по целям распространения, жанрам, с позиции достоверности
сведений
9. Владение умениями готовить письменные работы (развёрнутые ответы, сочинения)
по социальной проблема тике, составлять сложный и тезисный план развёрнутых
ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику
10. Способность делать объектом рефлексии собственный социальный опыт,
использовать его при решении познавательных задач
11. Владение умениями формулировать на основе приобретённых социальногуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым
проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые
понятия, теоретические положения социаль ных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать теоретические положения
фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из
личного социального опыта
12. Готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при
пользовании финансовыми услуга ми и инструментами; использовать финансовую
информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать
финансовую безопасность с учётом рис ков и способов их снижения;
сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для
развития общества и государства
13. Владение умением самостоятельно оценивать и принимать решения
14. Использование обществоведческих знаний для взаимодействия с представителями
других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных
социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации

Литература для учителя и учащихся
Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П. А.
Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; под редакцией П. А. Баранова. – М.:АСТ:
Астрель, 2025.
Баранов П. А. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для
подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, С. В. Щевченко; под ред. П. А. Баранова. – М.: АСТ:
Астрель, 2025.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена
по обществознанию, 2026 год , «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ИЗМЕРЕНИЙ»
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2026 году
единого государственного экзамена по обществознанию, 2026 год, «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л, Королькова Е.С. – Обществознание. Типовые
тестовые задания. Издательство «Экзамен», Москва, 2025 год
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л, Королькова Е.С. – практикум по выполнению
типовых тестовых заданий ЕГЭ Издательство «Экзамен», Москва, 2025 год
Школьный словарь по обществознанию: 10-11: пособие для учащихся / под ред. Л. Н.
Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2025
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного
экзамена
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго
поколения
http://soc.reshuege.ru/ - решу ЕГЭ, образовательный портал для подготовки к экзаменам


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».