Личностные ресурсы современного подростка как основа психологической безопасности

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
« Личностные ресурсы современного подростка как основа
психологической безопасности»

Возраст: 15-16 лет
Срок реализации: 1 год

г. Комсомольск-на-Амуре,2025 г.

Пояснительная записка:
Приоритетное внимание в системе образования уделяется созданию
здоровье

формирующей

и

безопасной

среды.

Целенаправленная

и

комплексная работа с обучающимися по формированию культуры здоровья
способствует становлению осознанного отношения к нормам здорового
образа

жизни,

здоровье

психологической
подростковых

сберегающего

безопасности

коллективах.

поведения,

образовательной

Одним

из

обеспечению

среды

факторов

в

детско-

психологической

безопасности является сформированность у всех субъектов: обучающихся,
педагогов и родителей — социально-коммуникативных компетенций в сфере
общения и группового взаимодействия.
В рамках решения данных проблем предлагается профилактическая
психолого-педагогическая программа, которую педагоги- психологи могут
реализовывать с обучающимися в основной школе.
В содержании понятия «культура здорового и безопасного образа
жизни» можно выделить компоненты, которые стали базовыми для
разработки программы. Выделим основные:
-Ценностно-мотивационный

компонент.

Его

ядро

составляют

потребности, ценности и мотивы безопасного и здоровье сберегающего
поведения. Этот компонент включает систему ценностных установок на
постоянное развитие и образование в области культуры здоровья.
- Когнитивный компонент формируется за счет знаний о человеке, его
организме, окружающей среде и представлений о здоровье, факторах риска,
профилактике социально-психологического неблагополучия. Этот компонент
характеризуется степенью владения и умением оперировать основными
понятиями и категориями.
-Деятельностный компонент оценивается по реализации элементов
ответственного и безопасного поведения на практике.

-Рефлексивный компонент характеризуется способностью оценивать
себя как субъекта здоровье сбережения, владеть методами самооценки,
самоконтроля и самокоррекции образа жизни.
Ключевой фигурой в реализации профилактической про-граммы
является педагог-психолог, который решает задачу со-хранения и укрепления
здоровья обучающихся, снижения рисков их дезадаптации, негативной
социализации.
Предлагаемая программа также может быть рекомендована педагогам,
выполняющим функции классного руководителя. Разработки занятий можно
использовать при реализации про-грамм курсов внеурочной деятельности
социально-педагоги-ческой направленности, тематических классных часов.
Основная цель деятельности классного руководителя направлена на создание условий для саморазвития и самореализации личности школьника, его
успешной социализации в обществе на основе принятых правил и норм
поведения. В приоритетные функции классного руководителя наряду с
воспитательными задачами входит организация коллективной деятельности
школьников по созданию условий для сплочения группы как ученического
сообщества.
Программа направлена на организацию занятий с потенциальными
участниками — обучающимися подросткового возраста 8-9 классов (14-16
лет). Как известно, подростковый возраст - период повышенной уязвимости к
нарушениям

психологического

здоровья.

В

пубертатный

период

с

подростком происходят значительные психофизиологические изменения.
Интенсивный

рост

и

половое

созревание

сопровождаются

поиском

идентичности и потребностью в социализации, что выражается в попытках
самоутверждения

и

самоопределения.

Взросление

сопровождается

появлением новых возможностей, которые подросток пытается реализовать
через изменение своего внешнего вида, переживание нового, необычного
опыта, экспериментирование с разными видами риска, в том числе путем

деструктивного

поведения

(например,

агрессивного

или

само

повреждающего, суицидальных попыток).
Основные задачи программы:
-самопознание личностных особенностей подросткового возраста;
- развитие коммуникативной, в том числе конфликтологической
компетентности обучающихся во взаимодействии с окружающими;
- освоение конструктивных стратегий в преодолении психологического
насилия (буллинга) в школе;
-

овладение

способами

уверенного

поведения

в

ситуациях

противодействия давлению среды;
- развитие у обучающихся лидерских качеств;
- осознание подростками личных возможностей и ресурсов по
достижению целей.
Программа рассчитана на 30 академических часов. Ее реализация
возможна как в полном объеме, так и по отдельным актуальным темам в ходе
классных часов. Занятия по темам программы могут проводиться в течение
одного учебного года в режиме 1 часа в неделю и более интенсивно. Время
одного занятия составляет 40-45 минут.
При проведении занятий оптимальное количество участников - 12-15
человек. Допускается проведение отдельных занятий с целым классом.
Целесообразно включать в группу детей примерно одинакового возраста.
Возрастной диапазон не должен превышать двух лет.
Организация занятий предполагает разработку и принятие норм
эффективного взаимодействия обучающихся в группе, анализ и совместное
обсуждение итогов работы группы (рефлексию). Целесообразно ведение
обучающимися записей в своих рабочих тетрадях.
Материалы

программы

включают

конспекты занятий.
Основные методы обучения:
- на проблемной и диалоговой основе;

учебно-тематический

план

и

-

наглядные

(использование

мультимедийных

презентаций,

дидактических материалов);
- практические (групповая дискуссия, мозговой штурм, ролевое
моделирование, психогимнастика, беседы, упражнения с использованием
видеоматериалов).
Активные методы проведения занятий способствуют приобретению
практических навыков самопознания и саморегуляции, выбора и принятия
конструктивных решений, укреплению волевых качеств и освоению
способов уверенного поведения в трудных ситуациях.
Основные

формы

организации

деятельности

индивидуальные,

групповые.
Принципы реализации программы:
• Демократичность общения. При объяснении заданий, правил
психолог ориентируется на потребности и мотивы подростков, избегая
принуждения.
• Неконкурентный характер отношений. Принцип реализуется при
создании

в

группе

психологической

безопасности,

доверительной

атмосферы.
•Дистанцирование и идентификация. В процессе работы возможны
ситуации неуспешное™, которые могут включать развивающий аспект,
побуждая подростка отказываться от сте-реотипов и принимать опыт других.
В то же время такие ситуации могут послужить причиной отказа участия
ребенка в от-дельном упражнении или в занятиях вообще. В таких случаях
обучающемуся необходимо помочь дистанцироваться от пере-живания
ситуации неудачи,
• Самодиагностика, ориентированная на самопознание личностных
качеств, самораскрытие, осознание личностно значимых проблем.
• Обратная связь. Как правило, обучающиеся нуждаются в поддержке и
ориентации на одобрение окружающих в группе, поэтому необходимо
использовать положительную обратную связь, которая является надежным

средством помощи ребенку в преодолении затруднений и повышении
самооценки.
•Свободный обмен мнениями, активное участие в обсуждениях. При
этом во время ответов обучающихся на проблемные вопросы, высказываний
при

обсуждении,

выполнении

упражне¬ний

применение

оценочных

суждений со стороны психолога нецелесообразно. Психологу, отмечающему
активность обучающихся, оригинальность их ответов, рекомендуется
использовать высказывания в форме «Я-сообщений».
Требования к педагогу-психологу,
реализующему программу
Педагог-психолог, реализуя программу курса, должен обладать
определенными знаниями в сфере психологического и социального здоровья,
социальной и коммуникативной компетентности, иметь определенные
умения:
-знать психологические особенности и интересы подросткового
возраста;
-ориентироваться

в

способах

овладения

материалом с

учетом

подросткового возраста;
- создавать безопасную психологическую среду и поддерживающую
обстановку;
- обладать коммуникативными навыками для взаимодействия с
подростками.
Психолог, реализующий программу, руководствуется «Этическим
кодексом педагога-психолога», который определяет:
- принцип конфиденциальности;
- принцип компетентности;
- принцип ответственности;
- принцип этической и юридической правомочности;
- принцип благополучия клиента.

Психолог обязан избегать причинения вреда участникам программы,
нести ответственность за свои профессиональные действия, применять
методы и средства обучения, которые не представляют потенциальной
опасности для здоровья и пси-хологического благополучия участников
программы.
Для установления конструктивных отношений с группой педагогупсихологу рекомендуется

активно

проявлять

собственную

открытую

позицию, профессиональную творческую активность, выражать свои чувства
и мысли.
Участники программы - обучающиеся - имеют право на добровольное
участие в программе и могут отказаться от выполнения того или иного
упражнения или задания программы по личным мотивам. Участники
программы обязаны не совершать действий, наносящих вред другим
обучающимся.
Требования к материально-технической оснащенности для реализации
программы
Для проведения занятий необходимы просторное помещение, канцелярские
принадлежности, используемые обучающимися во время занятий (бумага,
фломастеры, ватманы, ручки, цветные карандаши и т. д.).
Результаты освоения программы.
Итогом реализации программы являются приобретенные знания,
развитие личностных качеств, освоение умений и навыков, соответствующих
компетенций,

необходимых

для

успешной

будущей

самореализации

обучающихся.
Основными результатами освоения курса становятся следующие:
Личностные результаты:
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самопознанию.
- Освоенность социальных норм, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах.

- Развитие ценностей здорового и безопасного образа жизни, в том
числе в сфере социального взаимодействия.
- Сформированность компетенций анализа проблемных ситуаций и
конфликтов, стратегий конструктивного разрешения.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- Умение анализировать проблемные ситуации в общении, находить их
конструктивное решение.
- Развитие мотивации к самопознанию своих индивидуальных
способностей и личностных свойств, определяющих особенности общения и
социального

взаимодействия*

к

овладению

знаниями

о

способах

конструктивного общения, разрешения проблемных ситуаций.
Регулятивные УУД:
- Умение осуществлять контроль своей деятельности при выполнении
учебных заданий, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией.
- Владение приемами самоконтроля эмоциональных состояний в
общении и социальном взаимодействии.
- Развитие навыков регуляции поведения, направленного на защиту от
манипуляции и различных форм агрессии.
- Умение анализировать и прогнозировать результаты и последствия
собственных действий и решений в общении, разрешении конфликтных
ситуаций.
Коммуникативные УУД:
- Умение работать в группе, находить эффективные способы решения в
проблемных ситуациях, аргументировать свою позицию.
- Умение определять ключевые цели и конструктивные способы их
достижения в процессе социального взаимодействия.
- Владение способами использования речевых средств для выражения
своей позиции в решении проблемы.

Каждое занятие включает информационный и практический блоки с
заданиями и упражнениями, направленными на самодиагностику, отработку
и

закрепление

навыков

самопознания

и

взаимодействия,

ситуационных задач индивидуально и в микро-группах.

решение

Тематическое планирование программы для 9 класса, 34 часа

Номер
темы

Содержание программы

Количество
часов

1

Самопознание личности подростка

3

2

Я и другие
Виды и средства общения.
Психологические барьеры общения

2

3

3

4

Эффективные коммуникации как
основа конструктивных отношений

3

5

Понятие и причины конфликтов в
социальном взаимодействии

3

6

Конфликты в группе.
Конструктивное поведение в
конфликте

2

7

Как противостоять манипуляции в
подростковой среде

2

8

Навыки уверенного поведения

3

9

Деструктивное поведение: что мы
знаем об агрессии

3

10

Буллинг и его проявления

2

11

Лидерство и доминирование:
развиваем конструктивные навыки

3

12

Планирование и реализация цели

3

13

Внутренние и внешние ресурсы
достижения цели

2

Всего

34

Список литературы
1. Крылова, Т.А. Как предупредить буллинг в классе: сценарий
практикума для педагогов / Т.А. Крылова // Управление начальной
школы.-2020.- № 4.- С. 53-60.- Текст : непосредственный.
2. Крылова Т.А. Классный час за 30 минут: как не стать жертвой
манипулятора/ Т.А. Крылова // Справочник классного руководителя.2021.- № 6.-С.78-77.- Текст: непосредственный.
3. Практическое руководство для классных руководителей и школьных
психологов / под научной редакцией Л.А Обуховой.- Москва: Вако,
2005.- Текст : непосредственный.
4. Родионов, В.А. Развитие навыков делового общения: тренинговые
занятия для учащихся старших классов / В.А. Родионов, Е.А.
Лангеува.- Ярославль, 2005.- Текст: непосредственный.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».