Язык мой друг мой

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Язык мой-друг мой»
(факультатив)
5 класс

г. Комсомольск-на-Амуре, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативным занятиям составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы основного общего образования по русскому языку.
Общая характеристика учебного предмета
Данная программа позволяет расширить и углубить знания учащихся по
фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксиса, но не
дублирует материал, изучаемый в рамках школьной программы, это достигается за
счет использования дополнительного материала и путём проведения занятий в форме
путешествий, интеллектуальных лингвистических игр, исследований, мастерских и
т.д. Одновременно осуществляется развитие творческого потенциала учащихся.
Цели и задачи обучения
1.Обобщение и систематизация знаний о языке, создание прочной, надежной базы
знаний по орфографии.
2.Формирование орфографических навыков по курсу орфографии за 5 класс;
3.Развитие навыка самоконтроля на письме.
4.Умение находить и исправлять орфографические ошибки.
5.Повторение исключений из правил, систематизация знаний о них.
Предполагаемые формы обучения
- практические занятия
- самостоятельная работа (тестовый материал)
- работа с теоретическим материалом
Место предмета в учебном плане
Факультативный курс «Язык мой-друг мой» рассчитан на 34 часа. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков владения языком. Занятия данного курса ориентированы на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения экзамена учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Содержание тем учебного курса
Наш родной язык
1. Язык мой – друг мой.
Вступительное занятие. Цель, содержание работы кружка. Решение организационных
вопросов. Что такое язык? Что такое дружба? Зачем нужно дружить с языком? Беседа
с элементами игры. Письменная творческая работа «Случай в стране Филология».
2. Дорогой письменности.
Конкурсное игровое занятие. Углубление знаний о появлении письменности. Развитие
письменности. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.

3. Экология слова.
Круглый стол. Знакомство с термином «экология слова» через культуру художественной поэтической речи. Родной язык – душа нации. Проблемы русского языка в современном обществе. Слова – паразиты. Сквернословие. Заимствование. Молодёжный
сленг и жаргонизмы. Сокращение слова в письменной речи пользователей социальных
сетей.
4. Брей – ринг знатоков русского языка.
Интеллектуальная игра. Выявление уровня знаний учащихся по русскому языку.
5. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание первое.
Долгосрочный проект «Энциклопедия одного слова». Срок реализации – 1 учебный
год. Актуальность, цель, задачи проекта, примерный план работы. Просмотр и обсуждение примеров энциклопедических статей слов. Использование Интернет – ресурсов.
Фонетика. Графика
6. Путешествие в Фонетляндию.
Путешествие в страну Фонетляндию. Обобщение и углубление знаний по фонетике.
Индивидуальная, групповая работа с текстом. Инсценирование. Работа с толковым
словарем.
7. Сказочный алфавит.
Интегрированное занятие по русскому языку и литературе. Сказочная викторина.
8. Буква ё в алфавите 21 века.
История буквы Ё. Мини-исследование «Ё в текстах 21 века» (на примере газет, детских журналов, детских книг, учебников). Дискуссия «Нужна ли буква ё в алфавите 21
века?».
9. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание второе.
Актуальность выбранной темы исследования (исследование одного слова). Составление индивидуального плана работы детей. Определение необходимых источников для
проведения исследования.
Морфемика. Словообразование
10. КВН «Слово делится на части, Ах, какое это счастье!»
Занятие в форме КВН по разделу «Морфемика».
11. Путешествие в страну Словообразование.
Занятие в форме путешествия-исследования. Словообразование. Словообразующие
морфемы. Способы образования слов. Словообразовательная модель. Словообразовательное гнездо. Загадки, шарады, лингвистические игры – исследования. Работа с картой страны. Парное исследование. Творческая работа.
12. Лингвистические Олимпийские игры.
Выполнение олимпиадных заданий.

13. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание третье.
Анализ и отбор языкового материала исследования. Индивидуальная работа. Консультация с руководителем.
Лексикология. Фразеология
14. Собирал человек слова.
Заседание круглого стола. В. И. Даль и его «Толковый словарь живого великорусского
языка».
15. Тематические группы слов.
Тематические группы слов. Лингвистические игры.
16. Мини-исследование «Лексика ограниченного употребления в устной и письменной
речи».
Лексика ограниченного употребления: диалектная лексика, жаргонная лексика, специальная лексика и терминология. Мини - исследование в группах: «Диалектная лексика
в текстах современных СМИ» (на примере газеты «Вперёд»), «Диалектная лексика в
речи односельчан», «Специальная лексика и терминология в текстах современных
СМИ» (на примере газеты «Вперёд»), «Жаргонная лексика в речи школьника».
17. Мини-исследование «Лексика ограниченного употребления в устной и письменной
речи».
Выступление с сообщением участников групп по результатам проведённого исследования.
18. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Занятие – презентация. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Групповое выступление,
блиц-опрос. Творческая мастерская письма.
19. «Это замашистое, бойкое, метко сказанное русское слово…»
Занятие - соревнование по пословицам, поговоркам, фразеологизмам русского языка.
20. Своя игра.
Интеллектуальная игра по Лексикологии и Фразеологии.
Синтаксис. Пунктуация
21. От глубокой древности до наших дней.
Из истории пунктуации. Знаки препинания. Решение пунктуационных задач.
22. Один против всех.
Интеллектуальная игра. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Члены предложения.
23. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание четвертое.
Оформление работы. Составление примерного плана выступления – защиты проекта.
Создание презентации.

Морфология
24. На приёме у Морфологии.
Ролевая игра. Морфология. Части речи. Инсценирование. Выступление с сообщениями. Выполнение игровых заданий.
25. «Имя существительное – дирижер грамматического оркестра». Практикум. Обобщение и систематизация знаний по имени существительному.
26. Тайна имени.
Имена собственные. Сообщение учащихся о происхождении имён. Самопрезентания.
Решение лингвистических задач.
27. Что? Где? Когда?
Интеллектуальная игра по теме «Имя существительное».
28. В стране Имени Прилагательного.
Занятие – путешествие по стране Имени Прилагательного. Морфологические признаки имени прилагательного. Выполнение лингвистических заданий.
29. Библиотечный урок. Имя прилагательное в названии произведений
детской литературы.
Мини - исследование «Имя - прилагательное в названии произведений детской литературы». Аннотация. Лексическое значение и морфологические признаки имени прилагательного. Групповая, индивидуальная работа. Письменное сообщение учащихся.
30. Чудодейственная сила глагола.
Глагол как единица речи. Лингвистическое путешествие..
31. Поле – чудес.
Интеллектуальная игра по теме «Морфология».
32. Лингвистическая игра «Знай и умей».
Система языка. Обобщение и систематизация знаний о языке. Лингвистическая игра.
Подведение итогов реализации программы
33. Научно-практическая конференция. Проект «Энциклопедия одного
слова».
Презентация проекта «Энциклопедия одного слова». Выступления кружковцев с результатами работы. Обсуждение. Подведение итогов.
34. Кружок «Язык мой – друг мой». Итоговое занятие.
Подведение итогов работы кружка. Анкетирование. Просмотр презентации о проделанной работе кружка.

Промежуточная аттестация проводится в срок с 15.05.2025 по 25.05.2025 в
форме зачёта.













Планируемые образовательные результаты
Применять правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексикосинтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
Видеть условия, от которых зависит написание;
Соблюдать норму, действующую при данных условиях;
Определять последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
Применять приёмы разграничения схожих написаний.
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
правильно писать сложные слова,
правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
правильно писать не с разными частями речи.

№
занятия

Учебно-тематический план
Тема занятия
Количество часов

1

Наш родной язык

5

2

Фонетика. Графика

4

3

Морфемика. Словообразование

4

4

Лексикология. Фразеология

7

5

Синтаксис. Пунктуация

3

6

Морфология

9

7

Подведение итогов реализации
программы

2

Календарно - тематическое планирование
№ занятия

Содержание урока

1

Раздел 1. Наш родной язык . Язык мой – друг мой
(вступительное занятие).

2

Дорогой письменности.

3

Экология слова.

4

Брей – ринг знатоков русского языка.

5

Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание первое.

6

Раздел 2. Фонетика. Графика . Путешествие в Фонетляндию.

7

Сказочный алфавит.

8

Буква ё в алфавите 21 века.

9

Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание второе.

10

Раздел 3. Морфемика. Словообразование. КВН
«Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!»

11

Путешествие в страну Словообразование.

12

Лингвистические Олимпийские игры.

13

Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание третье.

14

Раздел 4. Лексикология. Фразеология .
Собирал человек слова.

15

Тематические группы слов.

16-17

Мини-исследование «Лексика ограниченного употребления в устной и письменной речи».

18

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Дата

19

«Это замашистое, бойкое, метко сказанное русское
слово…»

20

Своя игра.

21

Раздел 5. Синтаксис. Пунктуация. От глубокой
древности до наших дней

22

Один против всех.

23

Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание четвертое.

24

Раздел 6. Морфология . На приёме у Морфологии.

25

«Имя существительное – дирижер грамматического
оркестра».

26

Тайна имени.

27

Что? Где? Когда?

28

В стране Имени Прилагательного.

29

Библиотечный урок. Имя прилагательное в названии
произведений детской литературы.

30

Чудодейственная сила глагола.

31

Поле – чудес.

32

Лингвистическая игра «Знай и умей».

33

Раздел 7. Подведение итогов реализации программы . Научно-практическая конференция. Проект
«Энциклопедия одного слова».

34

Кружок «Язык мой – друг мой». Итоговое занятие.

Используемая литература:
1. Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором».
Русский язык. 7 класс», Москва «Просвещение» 2005.
2. Г.К. Лидман-Орлова «Хочу быть грамотным». Краткий орфографический
справочник по русскому языку. Москва . Издательство «Вахазар». 2005 год.
3. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии» Москва.
«Просвещение», 1991 год.
4. Д.Э. Розенталь «Пишите, пожалуйста, грамотно. Москва. «Астра» 1996 год.
5. В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э.Розенталь «Занимательно о русском языке».
Санкт-Петербург «Просвещение». 2004 год.
6. М.М. Бушуева «Русский язык. Орфография». Издательский центр учебной литературы «Марк», 2004 год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».