Химия вокруг нас

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Химия вокруг нас»
(факультатив)
9 класс

г. Комсомольск-на-Амуре, 2025

Факультативный курс по химии 9 класс
«Химия вокруг нас»
Программа курса по выбору «Химия вокруг нас»
предназначена
для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на
17 часов
Химия - одна из фундаментальных наук, раскрывающих объективную
картину развития материального мира, составляет неотъемлемую часть
общечеловеческой культуры.
Этот курс «Химия вокруг нас» углубляет и расширяет содержание курса
химии, систематизирует знания учащихся по биологии, химии и физике.
Дает возможность более глубоко изучить вопросы, которые выносятся на
основной государственный экзамен.
Требования к уровню усвоения курса по выбору:
в результате изучения данного курса учащиеся должны:
знать (понимать):
-уравнения реакций, демонстрирующие химические свойства металлов,
неметаллов и их соединений;
- роль элементов для растений и использование минеральных удобрений;
- зависимость свойств строительных материалов от их состава и их
использование:
- использовать полученные знания в повседневной жизни;
- безопасно обращаться с веществами и материалами в повседневной жизни;
- грамотно, при необходимости, оказывать первую помощь при ожогах
кислотами и щелочами.
- знать способы оказания первой помощи при бытовых отравлениях;
- знать химические элементы входящие в состав питательных веществ,
- знать правила безопасного применения важнейших лекарственных
препаратов и веществ бытовой химии.
Ученик получит возможность научиться:
- характеризоватьосновные методы познания химических объектов:
наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении
проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов
получения и распознавания веществ;
Объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

-критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной
рекламе в средствах массовой информации

Содержание курса 9 класс
Тема 1. Атом- начало всех начал
Строение атома. Строение электронных оболочек. Периодический закон и
периодическая система химических элементов. Валентность и степень
окисления.Решение задач «Нахождение массовой доли химического элемента
в веществе»

Тема 2. Химические реакции
Классификация химических реакций.Электролиты и неэлектролиты.
Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Лабораторная работа №1
Тема 3.Элементарные основы неорганической химии
Химические свойства оксидов и оснований. Химические свойства кислот и
солей.Лабораторный эксперимент на свойства кислот, солей, оснований.
Решение задач практической направленности «Вычисление выхода продукта
реакции наоснове уравнения»
Тема 4.Окислительно-восстановительные реакции в повседневной
жизни
Окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений
электронного баланса
Тема 5.Методы познания химии
Определение характера среды раствора с помощью индикаторов.
Качественные реакции на катионы в растворе. Лабораторная работа № 2.
Качественные реакции на анионы в растворе. Лабораторная работа № 3.
Вычисление массовой доли вещества в растворе Решение задач.Взаимосвязь
различных классов неорганических соединений
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс
№
п/п

№
по
теме

№

Тема занятия

Коли
чество
часов

I
1
2

1
2

3
4

3
4

II
1
2
3

5
6
7

1
2
3

8
9
10

4

11

III

IV
1
2

12
13

V
14
15
16
17

Атом- начало всех начал
Строение атома. Строение электронных оболочек
Периодический закон и периодическая система
химических элементов
Валентность и степень окисления
Решение задач «Нахождение массовой доли
химического элемента в веществе»

4
1
1

Химические реакции
Классификация химических реакций
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы
Реакции ионного обмена. Лабораторная работа №1

3
1
1
1

Элементарные основы неорганической химии
Химические свойства оксидов и оснований
Химические свойства кислот и солей
Лабораторный эксперимент на свойства кислот,
солей, оснований
Решение задач практической направленности
«Вычисление выхода продукта реакции на основе
уравнения»

4
1
1
1

Окислительно-восстановительные реакции в
повседневной жизни
Окислительно-восстановительные реакции
Составление уравнений электронного баланса

2

Методы познания химии
Определение характера среды раствора с помощью
индикаторов
Качественные реакции на катионы в растворе.
Лабораторная работа № 2
Качественные реакции на анионы в растворе.
Лабораторная работа № 3
Вычисление массовой доли вещества в растворе
Решение задач

5
1

1
1

1

1
1

1
1
1

Литература.

1. Зуева М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии: Кн. Для
учителя. - М.: Просвещение, 1987.

2. ДенисоваВ.Г. Химия. Система подготовки к итоговому экзаменационному
тестированию
( разбор типичных заданий, тематические и итоговые тесты). 9 классов. Волгоград: Учитель, 2007.
3. Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГ'Э. Ростов н/Д: Феникс, 2010.
4. Дзудзова Д.Д. Окислительно- восстановительные реакции .- М.: Дрофа,
2007.
5. Аликберова Л.Ф. Полезная химия: задачи и истории,- М.: Дрофа, 2006.
6. Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8- 11
кл.: Учеб пособие для общеобразоват. учреждений - М: ООО «Издательский
дом « ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство « Мир и Образование», 2012.
Внеклассная работа по химии. 8-11 класс. Под. ред. Злотникова Э.Г.
М: Владос. 2005.
7. Нетрадиционные уроки по химии. 8-11 класс. Авт.-сост. Игнатьева
С.Ю. М: Владос. 2005.
.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».