Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
« Тропинка к своему Я»
Возраст: 12-13 лет
Срок реализации: 1 год
г. Комсомольск-на-Амуре,2025
1. Пояснительная записка
Актуальность:
Подростковый период — важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во
многом определяют последующую судьбу. Особенно трудно подростку, когда на его
собственное кризисное состояние накладывается кризис общества в целом: экономический,
ценностный. Тем более что, как правило, этому сопутствует и кризис семьи. Именно в таких
условиях находится большинство современных российских подростков.
Подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через
агрессию, непослушание,алкоголь,трудностив обучении иликакими-то иными способами.
Поэтому так важно, чтобы у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать
себя, получить некоторые знанияосебе. Групповые психологические занятия необходимы
современным подросткам, обучающимся в учебных заведениях различного профиля.
Основной задачей данной программы занятий по психологии является
формирование
навыков саморегуляции. Опыт, который дети приобретут в результате данного курса занятий,
поможет им научиться справляться со стрессом, прогнозировать результаты своего поведения,
конструктивно взаимодействовать с окружающими.
Рабочая программа для 6 классов разработана на основе программы формирования
психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой
О.В. (Москва, 2011)
Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе
направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она
способствует развитию интереса ребѐнка к познанию собственных возможностей, учит
находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки,
способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать
свои чувства и чувства других людей. Всѐ это в комплексе повышает ресурсы
психологического противостояния негативным факторам реальности создаѐт условия для
полноценного
развития
личности
ребѐнка,
основой
которого
как
раз
и
является
психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей
в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой.Поэтому
ключевым критерием формирования психологического здоровья ребѐнка является его
успешная адаптация к социуму.
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы,
которая включает три основных компонента:
-аксиологический (связанный с сознанием);
-инструментально-технологический;
-потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного
«Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает
осознание подростком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с
живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный
компонент
предполагает
овладение
средствомсамопознания,способностьюконцентрироватьсознаниенасамом
рефлексией
себе,
как
внутреннем
мире и своѐм месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у обучающихся
потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвѐртым компонентом в данной модели. Работа с ними
осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все
направления , но, в зависимости от целей , делается акцент на одном из них.
2. Сроки реализации
Рабочая программа реализуется для учащихся 6 классов, 1час в неделю, 34 часа в год
3. Цели рабочей программы:
1.Формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание
условий для их успешной адаптации к школьной жизни и социализации.
2. Предоставление возможности школьникам изучать свой внутренний мир.
3. Формирование адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию
позитивного образа собственного будущего.,
4. Повышение компетентности учащихся (личностные, социальные,
коммуникативные).
5. Развитие навыков преодоления типичных проблем подросткового возраста.
6. Развитие навыков прогнозирования своего поведения.
4. Задачи курса:
1. Способствовать успешной психологической адаптации учащихся к условиям обучения в
основной школе.
2. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку
преодоления.
3. Мотивировать к самопознанию и познанию других людей.
4. Развивать самосознание, самопринятие.
5. Содействовать формированию эго-идентичности.
6. Способствовать актуализации индивидуальных взглядов , позиций, установок.
7. Учить анализировать свое поведение, свои поступки и поступки других.
8. Содействовать формированию самостоятельности как предпосылки умения принять
ответственность за свою жизнь.
9. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать
свои чувства и чувства другого человека.
10. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления
межличностных отношений и адаптации в социальной среде.
11. Прививать умение быть толерантными и терпимыми к недостаткам и
особенностям других людей.
12. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального
состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
Учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
5. Планируемые результаты освоения курса.
Итогом работы по данной программе является сохранение психологического здоровья
школьников, их успешная школьная адаптация и социализация: приобретение чувства
уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного
взаимодействия с ровесниками и взрослыми. В результате обучающийся будет познавать не
только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный жизненный путь
будет более успешным и радостным.
6классы
Предметные результаты:
По окончании курса дети должны знать/понимать:
- нормы и правила, существующие в мире;
- начальные понятия социальной психологии;
- начальные понятия конфликтологии;
- свои качества и повышать самооценку;
- свое эмоциональное состояние, адекватно выражать свои эмоции;
-ответственность человека за свои чувства и мысли;
- свои возрастные изменения;
- различия между агрессией и агрессивностью;
-собственное агрессивное поведение;
- роль конфликтов в жизни человека;
- как конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
- собственные жизненные ценности.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления в разных формах и видах психологической
деятельности;
- освоение способов решения проблем психологического характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания
самого себя; определять наиболее эффективные способы достижения результата
втворческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных психологических задач на уроках психологии, во внеурочной и внешкольной
деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих овладение навыками смыслового прочтения содержания текстов в
соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказыванияв соответствии с
задачами коммуникации;
- формирование у школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о
психологиии личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе учебной деятельности;
ЛичностныеУУД:
усваивать нравственно-этические нормы и школьные нормы поведения
учиться контролировать свои эмоции, быть эмоционально благополучным
повышать уровень мотивации к учебной деятельности, понимать личную
ответственность за результат учебной деятельности
формировать адекватную самооценку
учить делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
развивать рефлексию
ПознавательныеУУД:
учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной
деятельности;
адекватно воспринимать оценки учителей;
уметь распознавать чувства других людей;
обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
уметь формулировать собственные проблемы
РегулятивныеУУД:
осознавать свои личные качества, способности и возможности;
осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстникамии учителями;
научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
КоммуникативныеУУД:
учиться строить взаимоотношения с окружающими;
учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
формулировать свое собственное мнение и позицию;
учиться толерантному отношению к другому человеку.
Структуразанятий:
Занятие состоит из нескольких частей и проводится с элементами психологического тренинга:
Вводная часть.
Цель вводной части занятий – настроить группу на совместную работу, установить
эмоциональный контакт между всеми участниками; включает в себя создание и обсуждение
проблемной ситуации.
Основная(рабочая)часть.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Она направлена
на поиск решения проблемы. В неѐ входят этюды, упражнения, игры, направленные на
развитие, коррекцию социально-личностной и частично познавательной сфер ребѐнка,
терапевтические метафоры.
Заключительнаячасть.
Основной целью этой части занятия является закрепление положительных эмоций от работы,
обсуждение: основных моментов занятия, применения новых знаний. Занятия строятся в
доступной и интересной для детей форме с элементами тренинга. Приветствие и прощание
носят ритуальный характер. Во время занятий дети сидят в кругу(желательно). Форма круга
создаѐт
ощущение
целостности,
придаѐт
гармонию
отношениям
детей,
облегчает
взаимопонимание и взаимодействие.
В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким
образом информация лучше запоминается. Содержание занятий носит вариативный характер
и может быть изменено в зависимости от конкретных проблем детей.
Занятия помогают восстановить позитивную окрашенность отношений детей с
окружающим миром. Ребѐнок учится жить в ладу с собой и окружающим миром, важно
принимать его таким, какой он есть, учитывать добровольное желание в выполнении игр и
упражнений.
Календарно-тематическое планирование
№
Содержаниепрограммы
1.Агрессияиеерольвразвитии человека
Количествочасов
8
1.1
Я повзрослел
1
1.2
У меня появилась агрессия
1
1.3
Как выглядит агрессивный человек? Как звучит
агрессия?
2
1.4
Конструктивное реагирование на агрессию
1
1.5
Агрессия во взаимоотношениях между родителями и
детьми
1
1.6
Учимся договариваться
2
2.Уверенностьвсебеиеерольвразвитиичеловека
12
2.1
Зачем человеку нужна уверенность в себе
1
2.2
Источники уверенности в себе
2
2.3
Мои способности
1
2.4
Я, мои успехи и неудачи
1
2.5
Какого человека мы называем неуверенным в себе?
2
2.6
Я становлюсь увереннее
1
2.7
Уверенность и самоуважение
1
2.8
Уверенность и уважение к другим
1
2.9
Уверенность в себе и милосердие
1
2.10
Уверенность в себе и непокорность
1
3.Конфликты и их роль в развитии Я
3.1
Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на
улице
6
2
3.2
Способы поведения в конфликте
1
3.3
Конструктивное разрешение конфликтов
1
3.4
Конфликт как возможность развития
1
3.5
Готовность к разрешению конфликта
1
4.Ценности иихрольвжизни человека
3
4.1
Что такое ценности?
1
4.2
Ценности и жизненный путь
1
4.3
Мои ценности
1
5.Мойвнутренниймир
5
5.1
Мир эмоций. Настроение
2
5.2
Наш темперамент
1
5.3
Мой характер
1
6.Итоговоезанятие
1
Итого:
34
Содержание учебного предмета. "Тропинка к своему Я" 6 класс (34часа).
Раздел1.Агрессия иеерольв развитиичеловека(8часов)
Я повзрослел. Работа со сказкой. Лабиринт души (Т. Шмидт) Работа в тетради.«Символ
моего Я».«Спрячь игрушку». Осознают целостность мира и многообразие взглядов на него,
определяют познавательную цель, обобщают и систематизируют разумные виды информации.
У меня появилась агрессия. «Золотые мысли».«Ассоциации».Работа со сказкой. Сказка
про Рона.
Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия? «Покажи агрессию». «Кто из
них агрессивный?» «Агрессивный... продавец».
«Отбросить старое, чтобы измениться». Работа со сказкой. Время (О. Горбушина).Работа в
тетради,«Моя реакция на агрессию».«Как поступить конструктивно?»
Конструктивное реагирование на агрессию.«Свет мой зеркальце».«Трудно».
«Если я сильный...»Работа с притчей.
Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми.«Эпиграф занятия». «Чем
недовольны родители?» «Чем недовольны подростки?»
«Подростки не понимают... Родители не понимают...» «Учимся договариваться».Работа со
сказкой. Сказка про Крича(М.Кирсанова)
Учимся договариваться.«Эпиграф занятия».«На приеме у психолога».«Мои маски».
Работа в тетради, «Рисунок маски». Работа с притчей. «Эпиграф занятия». «Маски».
Раздел2.Уверенностьвсебеиеерольвразвитиичеловека(12часов)
Зачем человеку нужна уверенность в себе?«Эпиграф занятия». «Портрет».
«В чем проблема?» «Ассоциации». «Символ моей веры в себя». Работа со сказкой. Про
мальчика«Неудоба».Осваивают социальные нормы поведения. Ставят цель своего обучения,
развивают мотивы деятельности. Умеют правильно интерпретировать информацию,
полученную из наблюдений.
Источники уверенности в себе. «Эпиграф». «Копилка источников уверенности».Работа
в тетради,«Мои источники уверенности».«Мои ресурсы».
Мои способности. Я, мои успехи и неудачи. Какого человека мы называем
неуверенным в себе?«Эпиграф»,«Маски неуверенности»,Работа в тетради,
«Какое поведение у ребят?».«Надень маску».«На приеме у психолога». Работа со сказкой.
Маленькая Волна (К. Ступницкая)
Я становлюсь увереннее.«Высказывания»Работа со сказкой. Молодое дерево (К.
Ступницкая)
Уверенность и самоуважение.«Звезда самоуважения».«Волшебное зеркало». Работа со
сказкой. На дне моря (Н. Шилова)
Уверенность и уважение к другим.«Эпиграф».«За что я уважаю...»
«Портрет».Работа со сказкой.«Превращение»,«Подумай».
Уверенность
в
себе
и
милосердие.
«Эпиграф».
«Кто
нуждается
в
милосердии?»«Качества милосердного человека».«С кем бы я мог согласиться?», «Золотые
фразы».
Уверенность
в
себе
и
непокорность.
«Эпиграф».
«Портрет».
«Закончи
предложение».«Корзинка непослушания».Работа со сказкой. Сказка про телефончик.
Раздел 3.Конфликты и их роль в развитии Я(6 часов)
«Что такое конфликт? Конфликты дома, в школе, на улице». «Эпиграф». Работа в
тетради, «Стиль входа в конфликт», «Рисунок моего стиля». «Как выглядит человек в
конфликте?», «Конфликт — это хорошо или плохо?» Умеют занимать свою позицию в
обществе. Выдвигают версии, работают по плану. Строят логически обоснованные
рассуждения. Корректируют свое мнение под воздействием контраргументов.
Способы
поведения
в
конфликте.«Эпиграф».«Основные
стили
поведения
в
конфликте». Работа в тетради. «Как проявляются способы поведения в конфликте?»Работа
втетради,«Конфликтные ситуации».Работа со сказкой. Сказка про цветной снег.
Конструктивное
разрешение
конфликтов.«Как
выиграть
обоим
участникам
конфликта?» Работа в тетради. «Разыграем конфликт». «Как оставаться спокойным». Работа
со сказкой. Подумай обо мне.
Конфликт как возможность развития.«Эпиграф».«Станем американцами».«Конфликт как
возможность».«Попробуем договориться».Работа со сказкой. Верба (И. Орлова)
«Готовность к разрешению конфликта». «Эпиграф».«В чем выгода?»«В стране вещей».
Работа со сказкой.
Раздел 4. Ценности и их роль в жизни человека (3часа)
«Что такое ценности?»«Эпиграф».Работа в тетради.«Я в будущем».Работа со сказкой.
Сказка про мячик, который забыл, что он волшебный.
Формируют ответственное отношение к учению. Самостоятельно оценивают
правильность выполнения задания. Обобщают и систематизируют разумные виды
информации. Корректируют свое мнение.
«Ценностии жизненный путь человека». «Эпиграф»,«Ценности и выбор профессии»,
«Определи ценности», «Переоценка ценностей», Работа со сказкой. Сказка про еловую
шишечку.
«Мои ценности».«Эпиграф»,«Спор ценностей».
Раздел 5.Мой внутренний мир (4часов)
Мир эмоций. Настроение. Нарисуй свое настроение, на что оно похоже. "Я" в лучах
"Солнца".
Наш темперамент. Виды темперамента. Учение Гиппократа. Классификация
темпераментов по Гиппократу.
Мой характер. Чтотакое характер? Какое вы можете дать определение
понятию―характер‖?
Как
влияет
характер
человека
на
окружающими? Как влияет характер на успехи в школе, жизни?
Характер дается человеку при рождении или его формируют?
Раздел 6.Итоговое занятие (1 час).
.
его
отношения
с
ФОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТО ВВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, игры, тренинги),по
средством выполнения творческих заданий, их презентациии последующей рефлексии.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в
конце каждого раздела в виде естественно- педагогического наблюдения, творческих
заданий.
Форма подведения итогов:
Итоговой работой по завершению каждого раздела являются открытое занятие или
психологическая игра.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
И
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
1. Мультимедийная техника(компьютер, проектор, экран);
2. Аудиозаписи(музыкальные произведения, звуки природы и др.);
3. Видеозаписи (классическая детская литературы, живая природа,
социальные явления и др.)
4. Наглядные материалы (картины, репродукции, фото, таблицы и др.);
5. Мячи,обручи,ленты
Методическиепособиядляучителя
1. Аудио-,видеозаписи.
2. Методики изучения различных видов памяти, внимания, мышления.
3. Набор открыток сюжетного содержания.
4. Набор тематических таблиц.
5. Набор фотографий видов природы, портретов людей.
6. Психологические тесты.
7. Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния
человека.
Список литературы:
1. Айзенк Р.Познай свои способности:М.,1992.
2. Берн
Э.
Игры,
в
которые
играют
люди:
Психология
человеческих
взаимоотношений;Люди, которые играют в игры:Психологиячеловеческой судьбы. М.,
1988.
3. Гамезо М.В., ДомашенкоИ.А. Атлас по психологии.М.:Просвещение, 1989.
4. ДобровичА.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.М., 188 .
5. ДубровинаИ.В.Школьная психологическая служба:Вопросы теориии практики.
М.: Просвещение, 1991.
6. Журнал«Школьный психолог».№40,2000г.
7. Игры: обучение, тренинг,досуг//под ред.Петрусинского В.В.М.:Новая школа, 1994.
8. Как улучшить собственную память.Екатеринбург:Диамонт,1992.
9. Коломинский Я.Л.Человек:психология.М.:Просвещение,1987.
10. Колпачников В.В. Психологический практикум общения и самопознания. Программа
курса для старшеклассников // Методические рекомендации по образовательной области
―Технология‖. Екатеринбург: Изд-воИРРО, 1996.
11. Никитин Б.П.Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры.М.:
Просвещение, 1990.
12. Пекелис В.Твои возможности, человек:М.:Знание,1986.
13. Познавательные процессы и способности в обучении//под ред.
Шадрикова В.Д. М, 1990.
14. Психология. Словарь//под ред.А.В. Петровского,М.Г.Ярошевского,М, 1990.
15. Руководство практического психолога. Психологические программы развития
личности в подростковом и старшем школьном возрасте//подред. Дубровиной И.В. М.:
Академия, 1995.
16. Самоукина Н.В.Игры в школе и дома.М.:Новая книга.1993.
17. Сафонова Л.В.Дневник самопознания,в2-хчастях.Екатеринбург,1999.
18. Тактильная память//составитель Матюгин И.Ю.М.:Центр―Эйдос‖, 1991.
19. Тихомирова Л.Ф.Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший
подростковый возраст 10 – 14 лет. М.: Рольф, 2001.
20. Ты меня понимаешь?//составитель Васильева Т.В..С-Петербург,1994.
21. Фопель К.Как научить детей сотрудничать? Психологически игры и
упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2000.
22. Хухлаева О.В.Тропинка к своему Я:Уроки психологии средней школе (5-6
классы). – 4-е изд. М.: Генезис, 2012
23. Шмаков С.А.Игры-шутки,игры-минутки.М.:Новаяшкола,1994.