Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Лэпбук - мой помощник»
Возраст: 12-13 лет
Срок реализации: 1 год
г. Комсомольск-на-Амуре, 2025
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лэпбук – мой помощник» имеет
социально-педагогическую направленность. Введение новых государственных образовательных стандартов
направляет педагогов на индивидуализацию образования. Лэпбук можно считать одной из новых,
эффективных, инновационных форм, методов, приёмов работы с детьми.
Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это сравнительно
новое средство обучения, пришедшее из Америки. В дословном переводе с английского значит "наколенная
книга", которую можно удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое.
Лэпбук представляет собой самодельную бумажную папку с кармашками, дверками, окошками,
подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему
усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто
поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал
в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ему нужно будет выполнить определенные
задания, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и
сортировке информации. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а
рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Было бы даже
правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного
материала, что делает данную программу педагогически целесообразной.
Актуальность и новизна программы.
Умение систематизировать полученную в процессе обучения информацию - важная составляющая
образовательного процесса. Лэпбук – относительно новый инструмент для обобщения, систематизации и
повторения учебного материала.
Цель курса: Освоение технологии лэпбукинга для использования её в различных сферах деятельности,
Повышение интереса к чтению и анализу прочитанного посредством лэпбука.
Задачи курса:
▪ Ознакомить с основными принципами создания лэпбука.
▪ Формировать мотивацию успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации
предметно-преобразующей деятельности.
▪ Развивать регулятивную структуру деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение
составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование
(предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль,
коррекцию и оценку;
▪ Развивать навыки конструирования.
▪ Развивать индивидуальные способности учащихся.
▪ Развивать образное, логическое мышление и умение выразить свой замысел;
▪ Развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения,
анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Сроки реализации программы: курс рассчитан на 34 часа.
Режим занятий по программе: 1 занятие в неделю по 1 часу.
Условия реализации дополнительной образовательной программы соответствуют Санитарноэпидемиологическим правилам и нормам, а также требованиям к обеспечению безопасности детей
согласно нормативно-инструктивным документам Министерства образования РФ.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на всех желающих без
ограничения по состоянию здоровья, независимо от способностей, возможностей каждый найдет свое место
на определенном этапе обучения. Численность группы (одного года обучения) составляет в среднем 12-15
подростков 12-13 лет (6-7 классы).
Ожидаемые результаты. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
▪оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений
(явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как
хорошие или плохие;
▪ называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции
общечеловеческих нравственных ценностей;
▪ самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД):
Познавательные УУД:
▪ определять, различать и называть элементы лэпбука;
▪ конструировать лэпбук по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и
самостоятельно строить схему;
▪ ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
▪ перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,
сравнивать и группировать предметы и их образы.
Регулятивные УУД:
▪ уметь работать по предложенным инструкциям;
▪ умение излагать мысли в четкой логической последовательности;
▪ отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы
путем логических рассуждений;
▪ определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.
Коммуникативные УУД:
▪ уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о замысле;
▪ уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений:
▪ знать историю, виды и назначение лэпбука;
▪ элементы лэпбука и их расположение;
▪ технологическую последовательность изготовления элементов лэпбука
▪ уметь с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять
контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять
количество элементов в конструкции лэпбука;
▪ реализовывать творческий замысел.
Оценка эффективности занятий
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
1. Овладение детьми необходимыми умениями для изготовления лэпбука. (Конкурсы, выставки)
2. Развитие художественного вкуса и творческих способностей. (Оценка готового продукта деятельности по
созданию лэпбука)
3. Развитие внимания, памяти, пространственного воображения. (Наблюдение в процессе изготовления
лэпбука)
4. Развитие навыков самоорганизации и культуры трудовой деятельности. (Оценка организации
деятельности)
5. Улучшение коммуникативных способностей и навыков работы в команде. (Наблюдение за выполнением
коллективных проектов)
Основной формой подведения итогов можно считать презентацию готовых изделий в рамках различных
мероприятий: открытых занятий, выставок, проектно-исследовательских конференций.
2.Содержание программы
(34 ч)
Вводное занятие (1 ч)
Введение в программу дополнительного образования. Что такое лэпбук? Требования к поведению
во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил техники
безопасности.
Лэпбук на свободную тему (2 ч)
Знакомство с основными терминами и понятиями лэпбука. Основные этапы создания,
материалы и инструменты, необходимые для оформления.
Подготовка плана-чертежа лэпбука. Изготовление с детьми простейших элементов лэпбука.
«Золотая осень» (3 ч)
Беседа по теме «Золотая осень». Осень в произведениях русских писателей и поэтов. Осень на
полотнах художников. Подготовка плана-чертежа лэпбука, художественное оформление фона,
изготовление элементов лэпбука: горизонтальные блокноты с загадками и пословицами;
вертикальный блокнот – перевертыш (для записи понравившихся детям стихов об осени); кармашек с
картинками «Приметы осени», игра «Рассыпанные стихи», кармашек: викторина « Кому принадлежат
эти строки?»; книжка-гармошка «Осень на полотнах художников».
«День народного единства» (2 ч)
История праздника. Изготовление элементов лэпбука: синий кармашек «Минин и Пожарский»;
красный конверт « Символика моей страны»; фигурный конверт « История праздника» конверт –
восьмигранник с фотографиями, голубой фигурный кармашек с пословицами и поговорками о родине,
братстве, дружбе.
«ЗОЖ» (3 ч)
Беседа о здоровом образе жизни. Режим дня. Витамины. Пословицы, поговорки, загадки о
ЗОЖ. Подготовка плана – чертежа лэпбука, оформление ватмана красками, изготовление
элементов лэпбука: конверты – восьмигранники разворачивая которые, мы будем видеть
витамины; прозрачные прямоугольные конверты с обрамлением, в которых нужно будет
построить правильный режим дня; обычные конверты « Пословицы и поговорки о
здоровом образе жизни»; объемный кармашек с вырезанными деталями спортивного
инвентаря; вырезание с журнала и закрепление на ватман рисунка детей
« Приклей нужный спортивный инвентарь каждому из них»;
сгибание ватмана по бокам, прокалывание отверстий для продевания атласной ленты.
«Правила дорожного движения» (2 ч.)
Сообщение о правилах дорожного движения. Знакомство с терминами и понятиями ПДД.
Подготовка плана лэпбука, оформление фона, изготовление элементов лэпбука кармашек
«Стихи о дорожных знаках», « Ребусы»; мини – книжка « Раскрась знак» (Раскраски по
ПДД); фигурный конверт « Кроссворд» (постоянно обновляется); конверт « Физминутки
по ПДД»; складывание гармошек из цветной бумаги с загадками;
фигурный конверт «Дорожные знаки»; конверт « Веселые вопросы» (Викторины по ПДД,
постоянно обновляются); отрывающиеся фигурные цветные полоски « Продолжи
пословицу»; конверт « Советы светофора»
«Моя любимая книга» (3 ч.)
Выбор темы. Сообщение о любимой книге. Составление плана – чертежа лэпбука.
Изготовление элементов лэпбука (кармашки, мини-книжка, книжка-гармошка, книжка с
лепестками и др.)
«Моя семья» (3 ч.)
Беседа на тему «Моя семья». Определение таких понятий, как семья, забота, внимание,
доброта, понимание, уважение, уют и др. Подготовка плана – чертежа, оформление фона,
изготовление элементов лэпбука: фигурные конверты (игры «Составь свою семью»,
«Собери портрет - пазл»); фигурные книжки- раскладушки « Загадки и пословицы о
семье», мини-книжка со стихами о маме, папе, брате, сестре, бабушке, дедушке.
«Новогодние чудеса» (5 ч.)
Новый год и Рождество. История и традиции праздника. Презентация «Дед Мороз шагает
по планете». Конструирование лэпбука. Материалы и инструменты, необходимые для
оформления., изготовление элементов лэпбука: объемная елочка 3D из цветной бумаги на
которой помещены новогодние шары с желаниями детей; мини — книжка « Найди
отличия»; конверт – восьмигранник « Загадки с елочки»; фигурный блокнот в форме
елочки « Новогодние стихи»; кармашек с разрезанными картинками. Игра – пазл «Откуда
фрагмент»; полоски – гармошки « Из истории праздника»; фигурный конверт «
Интересные факты про Новый год».
Ёлка – символ Нового года и Рождества. Изготовление новогоднего декора для
оформления библиотеки.
«День защитника Отечества» (2 ч.)
История появления праздника. Рассказ о героях России. Тема защитника Отечества в
литературе. Подготовка плана-чертежа лэпбука, художественное обрамление лэпбука
камуфляжными пятнами, изготовление элементов лэпбука: вращающийся картонный круг
с городами-героями, конверт с загадками; моделирование из бумаги путем складывания
оригами объемной военной рубашки; прорезание на ватмане рамок для вставки военных
фотографий; пришивание на пуговицы военных раскрасок и обрамление их атласной
лентой; складывание гармошек из цветной бумаги со стихами; вырезание и закрепление
на ватман цветных полосок с пословицами, кармашек «Читаем о героях».
«Для любимых женщин» (2 ч.)
История праздника Международный женский день. Подготовка плана – чертежа лэпбука.
Художественное оформление фона, изготовление элементов лэпбука: конверт « Поэты о
женщинах»; объемная ромашка из бумаги « Напиши пожелание маме»;
кармашек « Пословицы о маме»; фигурный конверт из бархатной бумаги с объемными
аппликациями в виде бабочек « Загадки о маме»;
«Дорога в космос» (2 ч.)
Беседа о первооткрывателях космоса: Циолковский, Королёв, Гагарин, Леонов.
Подготовка плана – чертежа лэпбука, художественное оформление фона, изготовление
элементов лэпбука: мини-книжка с портретами первооткрывателей, книжка-гармошка
«Солнечная система», кармашек с игрой «Космические дали».
«Символика моей страны» (3 ч.)
Разговор о символах государства: флаг, гимн, герб России. Подготовка плана – чертежа,
изготовление элементов лэпбука: мини — книжка « Рассказы о России»; кармашек с
карточками « Символика России»; кармашек « Стихи о патриотической символике
России»; конверт « Пословицы на патриотическую тематику»; размещение на ватман
гимна России в виде вертикального прямоугольника.
3. Тематическое планирование
№ п/п
Содержание курса
Колво
часов
1
Вводное занятие. Правила Т.Б.
1
2
Лэпбук на свободную тему
2
3
«Золотая осень»
3
4
ЗОЖ
3
5
«День народного единства»
2
6
«Правила дорожного движения»
2
7
«Моя любимая книга»
3
8
«Моя семья»
3
9
« Новогодние чудеса»
5
10
День защитника Отчества
2
11
«Для любимых женщин»
2
12
«Дорога в космос»
2
13
«Символика моей страны»
3
14
Выставка
1
ИТОГО
34