Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«В мире книг»
Возраст: 12-13 лет
Срок реализации: 1 год
г. Комсомольск-на-Амуре, 2025
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «В мире книг» разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ (принят Государственной Думой 21.12.12г ., одобрен
Советом Федерации 26.12.12г., вступил в силу с 01.09.13г.)
Федеральные государственные образовательный
приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)
стандарт основного
общего образования (утвержден
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного
процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом МОиН РФ от 4 октября 2010г. № 986)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011г. № 03-255 «О введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников (утверждены приказом МОиН РФ от 28 декабря 2010г. №2106)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я.,
Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009
Программа «В мире книг» реализует общекультурное направление. Основной вид деятельности, реализуемый
данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного
обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному
развитию и обогащению читательского опыта школьника.
Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями
(познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя,
знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с
книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа «В мире книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках
литературы для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет школьнику общаться
с книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из
других изданий (справочных, энциклопедических).
Цели и задачи программы
* создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
учебных умений.
* расширение литературно-образовательного пространства учащихся;
* формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных
умений.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного,
интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания,
так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и
самовоспитание.
Специфика организации занятий по программе «Мир книг» заключается в создании условий
для углубления знаний, полученных на уроках литературы, и применения их в
самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая
работа с разными типами книг, периодическими и электронными изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят
начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Программа «Мир книг» реализуется в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме
34 часа в год - 6-7 классы.
Формы организации занятий:
- литературные игры,
- конкурсы-кроссворды
- библиотечные уроки
- путешествия по страницам книг
- уроки-спектакли.
Предполагаемый результат деятельности:
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям
федерального государственного образовательного стандарта.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных
играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Формы и средства контроля
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих
показателей:
- 1. Проверка техники чтения.
- 2. Проверка читательского кругозора.
- 3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения
Содержание программы
6 класс (34 ч)
Книга, здравствуй (3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль.
Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный
каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских
писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник»
или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских
книг». Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и
журналов. Детские журналы (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц.
Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс
«Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники (4 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде.
Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях (4 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак,
С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки (4 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран.
Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка
«Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину.
Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные
песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по
учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье»,
«Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается (2 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка
книг детских писателей о защитниках Отечества.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о
его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма,
воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг ( 4 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и
поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Универсальные учебные действия:
— знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
— ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом
библиотечном фонде);
— пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
— заполнять каталожную карточку;
— систематизировать книги по авторской принадлежности;
— составлять список прочитанных книг;
— выделять особенности учебной книги;
— работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
— классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Тематическое планирование
Тема занятия
1.
Роль книги в жизни человека.
Колво
часов
1
2.
История создания книги. Первая печатная книга на Руси.
1
3.
4.
5.
Структура книги (элементы книги).
Экскурсия в городскую библиотеку.
Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог.
Каталожная карточка.
Книги Н. Носова. Типы книг.
1
1
1
№
6.
7.
Книги В. Драгунского. Аппарат книги.
1
1
8.
Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат).
1
9.
Книги-сборники. Малые жанры фольклора.
1
10.
Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о
книге и учении».
1
11.
Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».
1
12.
Скороговорки и чистоговорки.
1
13.
Книги с литературными (авторскими) сказками. Писателисказочники.
1
14.
Герои сказок. Викторина.
1
15.
Выставка книг о детях. Структура книги.
1
16.
Книги В. Осеевой. Книга-сборник.
1
17.
Книги Е. Пермяка. Титульный лист.
1
18.
По страницам сказок Х.К. Андерсена.
1
19.
Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок».
2
20.
Книги о детях. Выставка книг.
1
21.
Герои книг В. Осеевой.
1
22.
Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его
друзьях.
Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.
1
23.
1
24.
Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители.
1
25.
Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.
1
26.
Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики,
пересказчики и обработчики народных сказок.
1
27.
Народные сказки на страницах детских журналов.
1
28.
Книги о семье.
1
29.
Книги о защитниках Отечества.
1
30.
Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых
книг.
Презентация любимой книги.
2
31.
2
Содержание программы
7 класс (34 часа)
Тема 1. Страницы старины седой
Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме
и прозаической форме. Выставка книг.
Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.
Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.
Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».
Экскурсия в типографию или книжный магазин.
Тема 2. Крупицы народной мудрости
Сборники произведений фольклора.
Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».
Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе
ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».
Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с
собранными материалами.
Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях.
Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц
по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в
пословицах и поговорках».
Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с
собранными материалами, презентация постеров и книг.
Тема 3. Мифы народов мира
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д.
Выставка книг.
Работа с системным каталогом.
Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».
Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Тема 4. Русские писатели-сказочники
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского,
М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.
Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».
Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий
Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем
Олеге»).
Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках
(проектная деятельность).
Тема 5. «Книги, книги, книги…»
Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.
Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре,
изданиям, авторам (работа в группах).
Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии.
Структура энциклопедии и книги-справочника.
Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира»,
«Стихи русских поэтов».
Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими»
сюжетами.
Тема 6. Книги о детях и для детей
Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича,
Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.
Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.
Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва,
А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».
Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Тема 7. Словари, справочники, энциклопедии
«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь
синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгахсправочниках.
Тема 8. Родные поэты
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.
Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.
Конкурс чтецов «Стихи о Родине».
Тема 9. Писатели о писателях. Очерки и воспоминания
Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.
Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай
Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.
Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».
Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.
Тема 10. Мир книг
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк
В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».
Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита».
Литературная игра «Тайны учебной книги».
Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
Универсальные учебные действия:
составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и
видам;
различать виды и типы книг;
писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения
информации о писателе;
составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры;
собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры,
электронные версии, живой журнал, кон курсы и т. д.)
работать с детскими газетами и журналами.
Тематический план
7 класс
1 час в неделю, всего 34 часа
№
Тема занятия
Колво
часов
1
1.
Страницы старины седой.
Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книгисборники.
2.
Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая
печатная книга на Руси.
1
3.
Библия. Библейские предания.
1
4.
Творческая работа: «История книги»
1
5.
Крупицы народной мудрости.
Героические песни о героях России. Песня-слава.
Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о
Суворове и русских солдатах».
1
7.
Русь Великая в произведениях фольклора
1
8.
День народного единства. История праздника
1
9.
Мифы народов мира.
Книги-сборники.
Мифологические герои.
1
Мир сказок.
Сказки народные и авторские.
Книги со сказками русских писателей-классиков.
1
Исторические (фольклорные) корни литературных
произведений. А. С. Пушкин «Вещий Олег».
Летопись «Песнь о вещем Олеге».
Книги, книги, книги…
Библиотека. Первые библиотеки. Правила
пользования.
1
6.
10.
11.
12.
13.
14.
1
1
1
1
15.
Элементы книги. Справочный аппарат книги.
1
16.
Книги. Типы книг.
1
17.
Практикум. Создание лэпбука «Русские
баснописцы»
Книги о детях и для детей.
Дети – герои книг писателей XIX века.
Библиография. Марк Твен, Виктор Гюго, Д.
Мамин-Сибиряк, А. Куприн.
Практикум «Составление кроссворда «Авторы
произведений о детях».
Словари, справочники, энциклопедии.
«Хранители слов» - словари.
Справочники и энциклопедии. Детская
энциклопедия.
Практикум-игра «100 вопросов Почемучек»
1
Родные поэты.
Книги-сборники поэтов о Родине и родной
природе.
Читаем и слушаем стихи о Родине А.С. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н.
Рубцова.
Конкур чтецов.
1
Писатели о писателях.
Очерки и воспоминания.
Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К.
Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»
Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна
«Воспоминания об А.П. Чехове».
Практикум. Очерк о школе, городе, любимой
книге.
Мир книг.
Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвертая
высота».
Периодические издания. Детские газеты и
журналы.
Анкета «Читательская активность обучающихся»
1
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Библиотечная мозаика. Выставки, игры,
кроссворды и т.д
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Анкета «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего
школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
-да-нет-
2. Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку?
-да
-нет-
4. Что ты любишь читать?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5.Что любишь больше всего?
-читать сам
-слушать чтение взрослых
6.Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читают
-не читают
7.Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят
-ругают, сердятся
8.Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
-мог/-не могу
Проверка читательских умений.
В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения:
1. выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
2. определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
3. устанавливать тему и жанр просмотренной книги; находить дополнительную информацию,
используя справочную литературу;
4. называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям, выборочно);
5. ставить перед собой цель чтения книги.
6. давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор учитель может проверить с помощью следующих вопросов и
заданий:
1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное
издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книгипроизведения, книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
2. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества.
Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины,
очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные,
небылицы, загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения.
4. Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует
отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков,
Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин,
Тютчев, Фет, Бунин и др.)
5. Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы:
выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
6. Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о
детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и
путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире
знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
7. Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
8. Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение-это
условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни.
Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают
читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет
читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора
к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную
тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Список литературы
1. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
2. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост.П.А. Николаев. - М.:
Просвещение, 1990.
3. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав.ред.П.А. Николаев. — М.:
Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»
4. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
5. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
6. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
7. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль,
«Академия развития», 2006
8. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное
пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
9. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под.ред. Мартыновой Я.Ю.,
Волгоград: Учитель, 2007
10. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники,
юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
11. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО»,
2006
Список литературы для 7 класса
Сказки
Русские народные сказки
Сказки народов мира
Тысяча и одна ночь
Библия в изложении для детей
Детская библия
Чуковский К.И. Вавилонская башня
Русская литература 19 века
Гоголь Н.В. Майская ночь, или Утопленница
Жуковский В.А. Спящая царевна
Крылов И.А. Басни
Лермонтов М.Ю. Ашик-Кериб. Бородино
Пушкин А.С. Руслан и Людмила
Толстой Л.Н. Кавказский пленник
Тургенев И.С. Муму
Чехов А.П. Ванька. Мальчики
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
Вяземский П.А., Козлов И.И., Кольцов А.В., Некрасов Н.А., Никитин И.С., Тютчев Ф.И.,
Фет А.А. Языков Н.М.
Русская литература 20 века
Аверченко А.Т. Смерть африканского охотника
Алексин А. В стране вечных каникул
Астафьев В.П. Васюткино озеро
Белов В.И. Рассказы
Булычев К. Девочка с Земли
Бунин И.А. Детство. Сказка
Велтистов Е.С. Приключения Электроника
Житков Б.С. Рассказы
Замятин Е.И. Огненное «А»
Кассиль Л.А. Кондуит и Швамбрания
Катаев В.П. Сын полка
Крапивин В.П. Мальчик девочку искал
Куприн А.И. Чудесный доктор. Мой полет
Лиханов А.А. Мой генерал
Платонов А.П. Волшебное кольцо. Солдат и царица. Неизвестный цветок
Пришвин М.М. Рассказы.
Зарубежная литература
Гауф В. Сказки
Даррелл Дж. Говорящий сверток
Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо
Крюс Д. Тим Таллер, или Проданный смех
Линдгрен А. Повести
Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна
За страницами вашего учебника
Ильин М. Сто тысяч почему
Левшин В.А. Нулик-Мореход. Путешествие по Карликании и Альджебре
Соколов Г.В. У юнги тоже сердце моряка
Книги серии «Я познаю мир»
Книги серии «Узнай мир»
Журнал «Детская энциклопедия»