Изменения и дополнения в ООП НОО с 01.09.2025 на 2025-2026 учебный год

Приложение 1
к приказу от 28.08.2025 г. № 252
ООП НОО
№ п/п
1

Пункт ООП
Пояснительная записка ООП НОО учитывает
следующие принципы:

Изменение/дополнение
I.
Целевой раздел
Изложить в следующей редакции:
«ФОП НОО учитывает следующие принципы:
1) принцип учета ФГОС НОО: ООП НОО базируется на
требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям,
содержанию, планируемым результатам и условиям
обучения на уровне начального общего образования;
2) принцип учета языка обучения: с учетом условий
функционирования образовательной организации ООП
НОО характеризует право получения образования на
родном языке из числа языков народов Российской
Федерации и отражает механизмы реализации данного
принципа в учебных планах, планах внеурочной
деятельности;
3) принцип учета ведущей деятельности обучающегося:
программа обеспечивает конструирование
учебного
процесса
в
структуре
учебной
деятельности,
предусматривает
механизмы
формирования
всех
компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная
задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
4) принцип индивидуализации обучения: программа
предусматривает возможность и механизмы разработки
индивидуальных программ и учебных планов для обучения
детей с особыми способностями, потребностями и
интересами с учетом мнения родителей (законных
представителей) обучающегося;
5) принцип преемственности и перспективности: программа
обеспечивает связь и динамику в формировании знаний,
умений и способов деятельности, а также успешную
адаптацию обучающихся к обучению по образовательным
программам основного общего образования, единые
подходы между их обучением и развитием на уровнях
начального общего и основного общего образования;
6) принцип здоровьесбережения: при организации
образовательной
деятельности
не
допускается
использование технологий, которые могут нанести вред
физическому и (или) психическому здоровью обучающихся,
приоритет
использования
здоровьесберегающих
педагогических технологий;
7) принцип обеспечения санитарно-эпидемиологической
безопасности обучающихся в соответствии с требованиями,
предусмотренным санитарными правилами и нормами
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания",
утвержденными
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г.,
регистрационный № 62296), с изменениями, внесенными
постановлением Главного государственного санитарного
2

2

3

4

врача Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 24
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 9 марта 2023 г., регистрационный N 72558),
действующими до 1 марта 2027 г. (далее - Гигиенические
нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи", утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573),
действующими до 1 января 2027 г. (далее - Санитарноэпидемиологические требования).»
Система оценки
Абзац 7 изложить в следующей редакции:
достижения планируемых
«Внутренняя оценка включает:
результатов освоения ООП стартовую диагностику;
НОО
текущую и тематическую оценки;
итоговую оценку;
промежуточную аттестацию;
психолого-педагогическое наблюдение;
внутренний мониторинг образовательных достижений
обучающихся.
Длительность контрольной работы, являющейся формой
письменной проверки результатов обучения с целью оценки
уровня достижения предметных и (или) метапредметных
результатов, составляет один урок (не более чем 45 минут),
контрольные работы проводятся, начиная со 2 класса.
При этом объем учебного времени, затрачиваемого на
проведение оценочных процедур, не должен превышать
10% от всего объема учебного времени, отводимого на
изучение данного учебного предмета в данном классе в
текущем учебном году.»
Абзац «Оценка достижения метапредметных результатов
осуществляется…» дополнить абзацем следующего
содержания: «В федеральных и региональных процедурах
оценки качества образования используется перечень
(кодификатор) проверяемых требований к метапредметным
результатам
освоения
основной
образовательной
программы начального общего образования» и таблицей 1
«Перечень (кодификатор) проверяемых требований к
метапредметным
результатам
освоения
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования»
II.
Содержательный раздел
РП по учебному
Последний абзац изложить в следующей редакции:
предмету «Русский язык»
«Содержание программы по русскому языку составлено
- Пояснительная записка
таким образом, что достижение обучающимися как
личностных,
так
и
метапредметных
результатов
обеспечивает преемственность и перспективность в
изучении русского языка на уровне начального общего
образования и готовности обучающегося к дальнейшему
обучению.
Общее число часов, рекомендованных для изучения
русского языка, - 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в
1 классе - 165 часов, во 2-4 классах - по 170 часов. Общее
3

5

6

7

8

РП по учебному предмету
«Русский язык»
- Планируемые результаты
освоения программы по
русскому языку на уровне
начального общего
образования
- Предметные результаты
изучения русского языка. К
концу обучения в 4 классе
обучающийся научится:
РП по учебному
предмету «Русский язык»
дополнена:

число часов, рекомендованных для изучения русского языка
по варианту 5 федерального учебного плана - 540 (4 часов в
неделю в каждом классе): в 1 классе - 132 часа, во 2-4
классах - по 136 часов.»
Последний абзац дополнить словами: «,утверждаемый
Министерством просвещения Российской Федерации в
соответствии с частью 8.1 статьи 18 Федерального закона от
29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (далее - федеральный перечень).»

Главой «Поурочное планирование» следующего содержания:
«Вариант 1 Поурочное планирование для педагогов,
использующих учебники "Азбука" (авторы В.Г. Горецкий и
другие), "Русский язык. 1-4 класс. (авторы В.П. Канакина,
В.Г. Горецкий)»,
таблица 2 «1 класс»,
таблица 2.1 «2 класс»,
таблица 2.2 «3 класс»,
таблица 2.3 «4 класс»;
таблица 2.4 «Вариант 2.
Для самостоятельного конструирования поурочного
планирования. 1 класс»,
таблица 2.5 «2 класс»,
таблица 2.6 «3 класс»,
таблица 2.7 «4 класс».
(таблицы из приказа Минпросвещения России от 09.10.2024
N 704)-см стр. 1262 приказа МР
Абзацем следующего содержания: «В федеральных и
региональных процедурах оценки качества образования
используется перечень (кодификатор) распределенных по
классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего
образования и элементов содержания по русскому языку.»;
таблицей 3 «Проверяемые требования к результатам
освоения основной образовательной программы (1 класс)»;
таблицей 3.1 «Проверяемые элементы содержания (1
класс)»; таблицей 3.2 «Проверяемые требования к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы (2 класс)»; таблицей 3.3 «Проверяемые
элементы содержания (2 класс)»; таблицей 3.4
«Проверяемые требования к результатам освоения основной
образовательной программы (3 класс)»; таблицей 3.5
«Проверяемые элементы содержания (3 класс)»; таблицей
3.6 «Проверяемые требования к результатам освоения
основной образовательной программы (4 класс)»; таблицей
3.7 «Проверяемые элементы содержания (4 класс)».
(таблицы из приказа Минпросвещения России от 09.10.2024
N 704)-см стр. 1316 приказа МР
РП по учебному предмету Последний абзац изложить в следующей редакции:
«Литературное чтение» - «Освоение программы по литературному чтению в 1 классе
Пояснительная записка
начинается вводным интегрированным учебным курсом
4

9

РП по учебному
предмету «Литературное
чтение» дополнена:

10

11

РП по учебному

"Обучение грамоте" (рекомендуется 180 часов: русского
языка 100 часов и литературного чтения 80 часов).
Содержание литературного чтения, реализуемого в период
обучения грамоте, представлено в программе по русскому
языку. После периода обучения грамоте начинается
раздельное изучение русского языка и литературного
чтения. На литературное чтение в 1 классе рекомендуется
отводить не менее 10 учебных недель (40 часов), для
изучения литературного чтения во 2-4 классах
рекомендуется отводить по 136 часов (4 часа в неделю в
каждом классе). Для изучения литературного чтения во 2-4
классах (варианты 3-5 федерального учебного плана
рекомендуется отводить по 102 часа (3 часа в неделю в
каждом классе).»
Главой «Поурочное планирование» следующего содержания:
«Вариант 1. Поурочное планирование для педагогов,
использующих учебники "Азбука" (авторы В.Г. Горецкий и
другие), "Литературное чтение. 1-4 класс (авторы Л.Ф.
Климанова., В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и другие)»,
таблица 4 «1 класс»,
таблица 4.1 «2 класс»,
таблица 4.2 «3 класс»,
таблица 4.3 «4 класс»;
таблица 4.4 «Вариант 2. Для самостоятельного
конструирования поурочного планирования. 1 класс»,
таблица 4.5 «2 класс»,
таблица 4.6 «3 класс»,
таблица 4.7 «4 класс».
(таблицы из приказа Минпросвещения России от 09.10.2024
N 704)-см стр. 1336 приказа МР
Абзацем следующего содержания: «В федеральных и
региональных процедурах оценки качества образования
используется перечень (кодификатор) распределенных по
классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего
образования и элементов содержания по литературному
чтению.»;
таблицей 5 «Проверяемые требования к результатам
освоения основной образовательной программы (1 класс)»;
таблицей 5.1 «Проверяемые элементы содержания (1
класс)»;
таблицей 5.2 «Проверяемые требования к результатам
освоения основной образовательной программы (2 класс)»;
таблицей 5.3 «Проверяемые элементы содержания (2
класс)»;
таблицей 5.4 «Проверяемые требования к результатам
освоения основной образовательной программы (3 класс)»;
таблицей 5.5 «Проверяемые элементы содержания (3
класс)»;
таблицей 5.6 «Проверяемые требования к результатам
освоения основной образовательной программы (4 класс)»;
таблицей 5.7 «Проверяемые элементы содержания (4
класс)»
(таблицы из приказа Минпросвещения России от 09.10.2024
N 704)-см стр. 1388 приказа МР
Абзацем следующего содержания: «В федеральных и
5

предмету «Иностранный
(английский) язык»
дополнена:

12

РП по учебному
предмету «Математика»
дополнена:

13

РП по учебному
предмету «Окружающий
мир» дополнена:

региональных процедурах оценки качества образования
используется перечень (кодификатор) распределенных по
классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего
образования и элементов содержания по иностранному
(английскому) языку.»;
таблицей 6 «Проверяемые требования к результатам
освоения основной образовательной программы (2 класс)»;
таблицей 6.1 «Проверяемые элементы содержания (2
класс)»; таблицей 6.2 «Проверяемые требования к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы (3 класс)»; таблицей 6.3 «Проверяемые
элементы содержания (3 класс)»; таблицей 6.4
«Проверяемые требования к результатам освоения основной
образовательной программы (4 класс)»;
таблицей 6.5 «Проверяемые элементы содержания (4
класс)»
(таблицы из приказа Минпросвещения России от 09.10.2024
N 704)-см стр. 1423 приказа МР
Абзацем следующего содержания: «В федеральных и
региональных процедурах оценки качества образования
используется перечень (кодификатор) распределенных по
классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего
образования и элементов содержания по математике.»;
таблицей 10 «Проверяемые требования к результатам
освоения основной образовательной программы (1 класс)»;
таблицей 10.1 «Проверяемые элементы содержания (1
класс)»;
таблицей 10.2 «Проверяемые требования к результатам
освоения основной образовательной программы (2 класс)»;
таблицей 10.3 «Проверяемые элементы содержания (2
класс)»;
таблицей 10.4 «Проверяемые требования к результатам
освоения основной образовательной программы (3 класс)»;
таблицей 10.5 «Проверяемые элементы содержания (3
класс)»;
таблицей 10.6 «Проверяемые требования к результатам
освоения основной образовательной программы (4 класс)»;
таблицей 10.7 «Проверяемые элементы содержания (4
класс)»
(таблицы из приказа Минпросвещения России от 09.10.2024
N 704)-см стр. 1516 приказа МР
Главой «Поурочное планирование» следующего содержания:
«Вариант 1. Поурочное планирование для педагогов,
использующих учебник "Окружающий мир", 1-4 класс, в 2
частях, А.А. Плешаков.»,
таблица 11 «1 класс»,
таблица 11.1 «2 класс»,
таблица 11.2 «3 класс»,
таблица 11.3 «4 класс»;
«Вариант 2. Для самостоятельного конструирования
поурочного планирования.»,
таблица 11.4 «1 класс»,
таблица 11.5 «2 класс»,
таблица 11.6 «3 класс»,
6

14

15

16

17

таблица 11.7 «4 класс».
(таблицы из приказа Минпросвещения России от 09.10.2024
N 704)-см стр. 1526 приказа МР
Абзацем следующего содержания: «В федеральных и
региональных процедурах оценки качества образования
используется перечень (кодификатор) распределенных по
классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего
образования и элементов содержания по учебному предмету
"Окружающий мир".»;
таблицей 12 «Проверяемые требования к результатам
освоения основной образовательной программы 1 класса»;
таблицей 12.1 «Проверяемые элементы содержания (1
класс)»;
таблицей 12.2 «Проверяемые требования к результатам
освоения основной образовательной программы (2 класс)»;
таблицей 12.3 «Проверяемые элементы содержания (2
класс)»;
таблицей 12.4 «Проверяемые требования к результатам
освоения основной образовательной программы (3 класс)»;
таблицей 12.5 «Проверяемые элементы содержания (3
класс)»;
таблицей 12.6 «Проверяемые требования к результатам
освоения основной образовательной программы (4 класс)»;
таблицей 12.7 «Проверяемые элементы содержания (4
класс)».
(таблицы из приказа Минпросвещения России от 09.10.2024
N 704)-см стр. 1553 приказа МР
РП по учебному предмету Абзац 9 изложить в следующей редакции:
«Труд (технология)» «готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с
Планируемые результаты
учетом этики общения, проявление уважения и
освоения программы по
доброжелательности.»
труду (технологии) на
уровне начального общего
образования - Личностные
результаты освоения
программы по труду
(технологии) на уровне
начального общего
образования…
РП по учебному предмету Дополнить пунктом «Поурочное планирование»,
«Труд (технология)»
содержащим
таблицу 13 «1 класс»;
таблицу 13.1 «2 класс»,
таблицу 13.2 «3 класс»,
таблицу 13.3 «4 класс».
(таблицы из приказа Минпросвещения России от 09.10.2024
N 704)-см стр. 1566 приказа МР
РП по учебному предмету Предпоследний абзац изложить в следующей редакции:
«Физическая культура» - «Общее число часов, рекомендованных для изучения
Вариант № 1
физической культуры - 405 часов: в 1 классе - 99 часов (3
- Пояснительная записка
часа в неделю), во 2 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 3
классе -102 часа (3 часа в неделю), в 4 классе - 102 часа (3
часа в неделю).
Общее число часов, рекомендованных для изучения
физической культуры по варианту № 1 федерального
7

учебного плана - 303 часа: в 1 классе - 99 часов (3 часа в
неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе
- 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в
неделю).
Общее число часов, рекомендованных для изучения
физической культуры по вариантам №№ 2, 3-5
федерального учебного плана - 270 часов: в 1 классе - 66
часов (2 часа в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в
неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе 68 часов (2 часа в неделю).»
Последний абзац изложить в следующей редакции:
«Общее число часов, рекомендованных для изучения
физической культуры по варианту № 1 федерального
учебного плана - 303 часа: в 1 классе - 99 часов (3 часа в
неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе
- 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в
неделю).
Общее число часов, рекомендованных для изучения
физической культуры по вариантам №№ 2, 3-5
федерального учебного плана - 270 часов: в 1 классе - 66
часов (2 часа в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в
неделю), в 3 классе -68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе 68 часов (2 часа в неделю).»
В содержание модулей внести корректировки в
соответствии с пп. 148 п. 3 приказа Минпросвещения от
09.10.2024 № 704 (см. стр. 1544 приказа)

18

РП по учебному предмету
«Физическая культура» Вариант
№
2
Пояснительная записка

19

РП по учебному предмету
«Физическая культура» Физическая
культура.
Модули по видам спорта
III.
Организационный раздел
Учебный план начального изложить в соответствии с пп. 149 приказа
общего образования
Минпросвещения от 09.10.2024 № 704 (см. стр. 1580
приказа) таблица «Вариант 1».
Абзац 20 изложить в следующей редакции:
«Количество учебных занятий за 4 учебных года не может
составлять менее 2966 часов и более 3305 часов в
соответствии
с
требованиями
к
организации
образовательного процесса к учебной нагрузке при 5дневной (или 6-дневной) учебной неделе.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение
недели в соответствии с вариантами федеральных учебных
планов составляет:
в 1 классе - 21 час (варианты № 1-2),
во 2 классе - 23 часа (варианты № 1, № 3),
в 3 классе - 23 часа (варианты № 1, № 3),
в 4 классе - 23 часа (варианты № 1, № 3).
Объем максимально допустимой нагрузки в течение года
составляет:
в 1 классе - 653 часа (варианты №№ 1-2),
во 2 классе - 782 часа (варианты № 1, № 3),
в 3 классе - 782 часа (варианты № 1, № 3),
в 4 классе - 782 часа (варианты № 1, № 3).
Абзац 21 изложить в следующей редакции:
«Продолжительность учебных периодов составляет в
первом полугодии не более 8 учебных недель; во втором
полугодии - не более 10 недель для 1 классов и не более 11
недель для 2-4 классов.
Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение

20

21

22

8

23

24

25

Календарный учебный
график

года дополнительные недельные каникулы.»
Абзац 24 изложить в следующей редакции:
«При реализации вариантов федерального учебного плана
№ 1, №№ 3-5 количество часов на физическую культуру
составляет 2, третий час рекомендуется реализовывать
образовательной организацией за счет часов части,
формируемой участниками образовательных отношений,
включая использование учебных модулей по видам спорта.»
Абзац 27 изложить в следующей редакции:
«Суммарный объем домашнего задания по всем предметам
для каждого класса не должен превышать
продолжительности выполнения 1 час - для 1 класса, 1,5
часа - для 2 и 3 классов, 2 часа - для 4 класса.
Образовательной организацией осуществляется
координация и контроль объема домашнего задания
обучающихся каждого класса по всем предметам в
соответствии с Гигиеническими нормативами.
Домашнее задание на следующий урок рекомендуется
задавать на текущем уроке, при наличии электронного
журнала дублировать в нем задание не позднее времени
окончания учебного дня. Для выполнения задания,
требующего длительной подготовки (например, подготовка
доклада, реферата, оформление презентации, заучивание
стихотворений), рекомендуется предоставлять достаточное
количество времени.
Использование электронных средств обучения в ходе
реализации образовательной деятельности, включая
выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность,
проводится в соответствии с Санитарноэпидемиологическими требованиями и Гигиеническими
нормативами.»
Абзацы 5-7 изложеить в следующей редакции:
«С целью профилактики переутомления в федеральном
календарном учебном графике предусматривается
чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул должна составлять не менее 7
календарных дней. Суммарная минимальная
продолжительность каникул составляет: не менее 133 дней
при19 неделях, 126 дней при 18 неделях.
Наиболее рациональным графиком является равномерное
чередование периодов учебы и каникул в течение учебного
года - 5-6 недель учебных периодов чередуются с
недельными каникулами.
При организации учебного графика по четвертям
продолжительность учебных четвертей составляет: I
четверть - 8 учебных недель (для 1-4 классов); II четверть - 8
учебных недель (для 1-4 классов); III четверть - 11 учебных
недель (для 2-4 классов), 10 учебных недель (для 1 классов);
IV четверть - 7 учебных недель (для 1-4 классов).
Продолжительность каникул составляет:
по окончании I четверти (осенние каникулы) - 9
календарных дней (для 1-4 классов);
по окончании II четверти (зимние каникулы) - 9
календарных дней (для 1-4 классов);
дополнительные каникулы - 9 календарных дней (для 1
классов);
9

26

27

28

29

по окончании III четверти (весенние каникулы) - 9
календарных дней (для 1-4 классов);
по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8
недель. При возникновении отдельных чрезвычайных
ситуаций на отдельных территориях общеобразовательные
организации могут вводить дополнительные каникулы в
течение учебного года с сентября по май со сдвигом
учебного процесса на летние месяцы»
п.«КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК» изложить в
соответствии с пп. 151 приказа Минпросвещения от
09.10.2024 № 704, с федеральным календарным учебным
графиком.
План внеурочной
Абзац 2 изложить в следующей редакции:
деятельности
«Основными
задачами
организации
внеурочной
деятельности являются:
совершенствование навыков общения со сверстниками и
коммуникативных умений в разновозрастной школьной
среде;
формирование
навыков
организации
своей
жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа
жизни;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их
интереса к познавательной и проектно-исследовательской
деятельности с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей участников;
развитие
навыков
совместной
деятельности
со
сверстниками,
становление качеств, обеспечивающих успешность участия
в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться,
руководить, проявлять инициативу, ответственность;
становление умений командной работы;
поддержка детских объединений, формирование умений
ученического самоуправления;
формирование культуры поведения в информационной
среде.»
Абзац 5 изложить в следующей редакции:
«Общий объем внеурочной деятельности не должен
превышать 10 часов в неделю.
Формы
реализации
внеурочной
деятельности
образовательная организация определяет самостоятельно.»
Изложить
в
соответствии
с
пп.152
приказа
Минпросвещения от 09.10.2024 № 704 (см. стр. 1589
приказа), с ФОП НОО
Календарный
план Внести
изменения,
согласно
примерного
плана
воспитательной работы
воспитательной работы на 2025-2026 учебный год

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».