Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 «РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО» На педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 8 классов Срок реализации – 1 год Год составления - 2023 Составитель: Быкова Н.А., учитель обществознания и истории г. Комсомольск-на-Амуре, 2023 1. Пояснительная записка Рабочая программа по финансовой грамотности в 8 классе разработана на основе: 1. Лавреновой Е.Б., «Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы общеобразоват. орг. // Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. «Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы общеобразоват. орг. — М.:.:ВИТА-ПРЕСС, 2014 2. Локального акта учреждения о рабочей программе В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизнии показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе более подробно исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Цели и задачи программы Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8–9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др. 2. Содержание программы Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (9 ч) Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат. Личностные характеристики и установки: Понимание: – того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг; – роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики; – влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы; – того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможностиобеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи; – различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи. Умения: – пользоваться дебетовой картой; – определять причины роста инфляции; – рассчитывать личный и семейный доход; – читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи; – различать личные расходы и расходы семьи; – считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном,так и в долгосрочном периодах; – вести учёт доходов и расходов; – развивать критическое мышление. Компетенции: – устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей; – использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихсяв наличии; – определять и оценивать варианты повышения личного дохода; – соотносить вклад в личное образование и последующий личныйдоход; – сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценкипотенциала извлечениядохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте; – оценивать свои ежемесячные расходы; – соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей; – определять приоритетные траты; исходя из этого, строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы; – осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений. Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч) Базовые понятия и знания: Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла. Личностные характеристики и установки: Понимание: – принципа хранения денег на банковском счёте; –вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; – необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат; – возможных рисков при сбережении и инвестировании. Умения: – рассчитать реальный банковский процент; – рассчитать доходность банковского вклада и других операций; – анализировать договоры; – отличать инвестиции от сбережений; – сравнивать доходность инвестиционных продуктов. Компетенции: – искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; – оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи; – откладывать деньги на определённые цели; – выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи. Раздел 3. Риски в мире денег (6 ч) Базовые понятия и знания: Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видовфинансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовыхкомпаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков. Личностные характеристики и установки: Понимание: – того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется; – необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных икризисных жизненных ситуаций; – возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками; Понимание причин финансовых рисков: – необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверятьпоступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, изучреждений). Умения: – находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью; – читать договор страхования; – рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию; – защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет; – пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском; – соотносить риски и выгоды. Компетенции: – оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов; – оценивать предлагаемые варианты страхования; – анализировать и оценивать финансовые риски; – развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям; – способность реально оценивать свои финансовые возможности. Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч) Базовые понятия и знания: Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты. Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России. Личностные характеристики и установки: Понимание: – устройства банковской системы: – того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия; – ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры; – того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование; – того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте. Умения: – читать договор с банком; – рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам; – находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль; – переводить одну валюты в другую; – находить информацию об изменениях курсов валют. Компетенции: – оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи; – выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие; – оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране. Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч) Базовые понятия и знания: Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений. Личностные характеристики и установки: Представление об ответственности налогоплательщика; Понимание: – неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет; – того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость. Умения: – считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога; – просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов; – находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет. Компетенции: – осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов; – планировать расходы на уплату налогов; – рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры. 3. Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Название темы Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи Какие бывают источники доходов От чего зависят личные и семейные доходы Как контролировать семейные расходы и зачем это делать Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы» Что такое семейный бюджет и как его построить Как оптимизировать семейный бюджет Обобщение по теме «Управление денежными средствами семьи» Для чего нужны финансовые организации Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций Для чего нужно осуществлять финансовое планирование Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах Представление проектов по финансовому планированию Обобщение по теме «Способы повышения семейного благосостояния» Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы Чем поможет страхование Какие бывают финансовые риски Что такое финансовые пирамиды Обобщение по теме «Риски в мире денег» Что такое банк и чем он может быть вам полезен Польза и риски банковских карт Что такое бизнес Как создать свое дело Что такое валютный рынок и как он устроен Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте Представление проектов Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль Человек и государство: как они взаимодействуют Что такое налоги и зачем их платить Какие налоги мы платим Что такое пенсия и как сделать ее достойной Представление проектов Итоговый повторение «Я и финансы» Итоговое повторение «Быть финансово грамотным человеком» 4. Планируемые результаты Требования к личностным результатам освоения курса: — сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов; — готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности. Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса: — сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения; — владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки; — владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов; — сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; — умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; — сформированность коммуникативной компетенции: • вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; • анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников. Требования к предметным результатам освоения курса: — владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; — владение знанием: • структуры денежной массы • структуры доходов населения страны и способов её определения • зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи • статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции • основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц • возможных норм сбережения • способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации • видов страхования • видов финансовых рисков • способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач • способов определения курса валют и мест обмена • способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ. 5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Литература: Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВАКО, 2018. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВАКО, 2018. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВАКО, 2018. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВАКО, 2018. Интернет-источники Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru; Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru; Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota- i-zarplata; Портал «Профориентир». «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo. ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php; Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/ Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay. php Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. — http:// www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585 www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ www.gov.ru – сайт Правительства РФ www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой службы РФ www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг» www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент» www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника» www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории экономической мысли (на англ. яз.) ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент» www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация по мировой экономике www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра экономических и финансовых исследований www.tpprf. – сайт Торгово-промышленной палаты РФ www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – сайт Объединённой биржи www.wto.ru – сайт Всемирной торговой организации www.worldbank.org/eca/russian – сайт Всемирного банка www.imf.org – сайт Международного валютного фонда www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги) http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/ http://www.banki.ru/products/deposits/ http://www.sravni.ru/vklady/ http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html http://www.ndscalc.ru/