Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 «РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО» На педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» для обучающихся 5 классов Срок реализации – 1 год Год составления - 2023 Составитель: Терюшкова И.Н., учитель изобразительного искусства г. Комсомольск-на-Амуре, 2023 1. Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от о6 октября 2009 года № 373, Уставом образовательного учреждения МОУ СОШ № 15 и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности. Разработана авторами Н.А. Горяева и О.В. Островская. Цель программы: – формирование художественной культуры учащихся, развитие художественного мышления, способности к творческой деятельности; – развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления, позволяющего учащемуся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышать чувство личной самодостаточности. Задачи. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности; Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними; Закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу; Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени; Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми; Развивать художественный пространственное воображение. вкус, Количество часов неделю – 1 час, Количество часов в год – 34 часов. Срок реализации – 1 год. фантазию, изобретательность, 2. Содержание программы 1. Древние образы в народном искусстве. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать – земля, древо жизни. 2. Убранство русской избы. Дом – мир обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. 3. Внутренний мир русской избы. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир). Центры в крестьянском доме: печное пространство, красный уголок, круг предметов быта. 4. Декор предметов народного быта. Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. 5. Мезенская роспись. 6. Рисование прялки. 7. Выполнение работы в цвете и графическими цветными материалами (фломастерами, карандашами). 8. Русская народная вышивка. Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов их устойчивости и вариативности. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. 9. Народный праздничный костюм. Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений костюма. 10. Дымковская игрушка. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи. 11. Филимоновская игрушка. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи. 12. Каргопольская игрушка. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи. 13. Искусство Гжели. Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты. 14. Роспись тарелки. Выполнение работы в цвете. 15. Искусство городца. Украшение дековинными цветами: розанами, купавками, зелеными веточками. Каждый предмет городетского промысла – настоящее произведение искусств. 16. Роспись доски. Выполнение работы в цвете. 17. Хохломская роспись. «Золотая хохлома» называют в народе. Любимые цвета: красный да черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки – приписок. 18. Роспись посуды. Выполнение работы в цвете. 19. Искусство Жостово. Жостовский мастер никогда не повторяет один и тотже рисунок. Букеты на них плотные, одни головки цветов. Красиво сочетаются крупные, средние и мелкие формы. Разные могут быть формы подносов: прямоугольные, овальные, круглые и фигурные. 20. Роспись подноса. Выполнение работы в цвете. 21. Щепа. Роспись, тиснение и резьба по бересте. Основной материал в крестьянском быту – дерево, да береста. Деревенские умельцы мостерят из тонкой, легкой щепы сказочных птиц. Из бересты делают мастера добрую посуду: туеса и бураки. А также набирухи для ягод и грибов. 22. Зачем людям украшение? Украсить - значит наполнить вещь смыслом, определить, определитьроль его хозяина. Например царский трон. Сама его форма является украшением. 23. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет – удивительная, полная загадок и чудес страна.Фараон – полновластный правитель Египта. Особые знаки отличия в одежде были и учиновников. 24. Эскиз украшения подвески и браслета. 25. Одежда «говорит» о человеке. Из всех предметов одежда более всего связана с человеком. С одной стороны, одежда служит практическим целям – греет, зощищает; с другой, оформляя, украшая фигуру человека, она создает его образ, его стиль. 26. Рисунок халата знатной китаянки. Нарукавная вышивка с изображением пионов, бабочек, персиков. 27. Нанайский халат. Выполнение работы в цвете. 28. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Каждое изображение имеет свое значение: дуб, медведь – означали силу; факел,раскрытая книга – значение; пчела – трудолюбие; лавр – славу; крылатый змей – зло. Цвет тоже имел символическое значение. 29. Эскиз герба своей семьи. Выполнение работы цветным графическим материалом. 30. Современное выставочное искусство. Художественная керамика. Гончарное изделие. Терракота означает «женная земля». Фаянс. Выдувное стекло. Цветное стекло. Литье. Гобелен. 31. Ты сам мастер. Ты можешь сам. Своими руками сделать красивые декоративные вещи. Рождение замысла и воплощение его в эскизах – это один из самых важных и ответственных моментов творческого процесса. 32. Панно «Весна» из соленного теста. 33. Витраж в оформлении интерьера. Витраж – как стеклянная мозаика. Витраж украшает общественные здания (окна, двери, интерьерные перегородки), изменяя их облик. 34. Витраж окна. Работа в цвете. 35. Нарядные декоративные вазы. Декоративные куклы. 3. Тематический план № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Дата Тема занятий Древние образы в народном искусстве. Эскиз наличника. Убранство русской избы. Эскиз русской печи. Внутренний мир русской избы. Декор предмета народного быта. Рисование ковша – скопкарь. Мезенская роспись. Выполнение упражнений. Рисование прялки. Рисунок. Прялка. Выполнение работы в цвете. Русская народная вышывка. Эскиз полотенцаю. Орнамент. Народный праздничный костюм. Выполнение эскиза костюма народов севера. Дымковская игрушка. Выполнение рисунка игрушки. Филимоновская игрушка. Выполнение рисунка игрушки. Каргопольская игрушка. Выполнение рисунка игрушки. Искусство Гжели. Майолика. Роспись тарелки. Рисунок. Роспись тарелки. Выполнение работы в цвете. Городецкая роспись. Роспись доски. Рисунок. Роспись доски. Выполнение работы в цвете. Хохломская роспись. Роспись посуды. Рисунок. Роспись посуды. Выполнение работы в цвете. Жостово. Роспись по металлу. Роспись подноса. Рисунок. Роспись подноса. Выполнение работы в цвете. Количество часов Теория Практика Всего 1 + + + 1 + + 1 + + 1 + + 1 + + 1 1 + + 1 + + 1 + + 1 + + 1 + + 1 + + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + + + 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Щепа. Роспись. Тиснение и резьба по бересте. Зачем людям украшение? Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Эскиз украшения. Подвески, браслеты. Одежда «говорит» о человеке. Рисунок халата знатной китаянки. Нанайский халат. Выполнение работы в цвете. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Эскиз герба своей семьи. Современное выставочное искусство. Ты сам мастер. Панно «Весна». Витраж в оформлении интерьера. Витраж окна. Выполнении работы в цвете. Нарядные декоративные вазы. Декоративные куклы. Эскиз ИТОГО: 1 + + + 1 + + + + 1 + 1 + 1 1 + 1 1 + + + + + + 1 1 1 1 1 + + 1 + + 1 34 4. Ожидаемые результаты научится: характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов; раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; создавать эскизы декоративного убранства русской избы; создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении; умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов; выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций; композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; узнавать и описывать памятники шатрового зодчества; работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам; различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси; создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. 5. Ресурсное обеспечение Учебник: Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. Авторы: Н.А. Горяева, О.В. Островская. дополнительные пособия для учителя: Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства / А. М. Пономарев. М. : Просвещение, 1998; Рыкова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. Ижевск, 1992; Колокольчиков, В. В. Рисование в педагогическом училище / В. В. Колокольников. - М.: Просвещение, 1965; Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. - М.: Агар, 1998; Фомина, Н. Н. Изобразительное искусство и художественный труд. 5-8 классы / Н. Н. Фомина. М.: Просвещение, 1995; Алехин, А.Д. Изобразительное искусство/. Алехин, А. Д. Когда начинается художник / Алехин, А. Д. – М.:Просвещение, 1994 Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству/ Аранова, С. ВСПб., 2004 Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений: с краткими методическими рекомендациями: 1 -9 кл./ Б.М. Неменский, Л. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б.М. Неменского, М. Просвещение, 2008 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и учебник для уч-ся 5 - 8 кл. дополнительные пособия для учащихся: Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись / Ю. Г. Дорожкин. - М.: Мозайский, 1999. -Жегалова, С. И. Росписи Хохломы / С. И. Жегалова. -М.: Детская литература, 1991. Вачъянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания / А. М. Вачьянц. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997. Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье / А. М. Вачьянц. - М.: Айрис-Пресс, 2007.