Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 «РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО» На педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Спортивные игры» 6 класс Срок реализации – 1 год Год составления - 2023 Составитель: Багнюк А.С., учитель физической культуры г. Комсомольск-на-Амуре, 2023 1. Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Спортивные игры» для 6 класса составлена на основе ФГОС ООО и следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 75) 2. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Утверждена Президентом Российской Федерации 03.04.2012 г. 3. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Указ Президента РФ от 7 мая 2012г. №599. 4. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008. 5. «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р. 6. «Внеурочная деятельность учащихся», Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов, М.: Просвещение, 2011 Данная программа внеурочной деятельности имеет спортивно-оздоровительную направленность, рассчитана на 1 год, всего 35 часа (по 1 часу в неделю). 2. Планируемые результаты Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения: ● активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; ● проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; ● проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; ● оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения: ● характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; ● находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; ● общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; ● обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; ● организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; ● планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; ● анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; ● видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; ● оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; ● управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; ● технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения: ● представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; ● оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; ● организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; ● бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; ● организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью; ● взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; ● в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; ● находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; ● выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; ● применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, ситуации. В результате изучения внеурочной деятельности направленности «Спортивные игры» школьники должны: спортивно-оздоровительной Знать: - правила игр, основные приемы техники игры в различных видах спорта; - простейшие индивидуальные, групповые и командные тактические действия; - историю развития данных видов в России и в мире; - правила судейства в изучаемых подвижных играх; - основы истории развития физической культуры; - физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития; - индивидуальные способы контроля; - правила личной гигиены, правила техники безопасности при проведении подвижных игр и внеурочных занятий профилактику травматизма. Уметь: - выполнять основные приемы техники игр и применять их в игре; - соблюдать на практике правила игр, действовать в соответствии с требованиями судейства в различных видах спорта; - соблюдать правила взаимодействия в процессе спортивной игры; - осуществлять рефлексию в ходе и по окончанию игровой деятельности; - соблюдать правила безопасности на занятиях физической культурой; - контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций; - пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием; - демонстрировать двигательные умения и навыки. Формы занятий Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него. 3. Содержание программы Название №раздела 1 Футбол 2 Баскетбол Теория: Основные теоретические понятия - История возникновения игры. - Правила игры. – Организация и проведения соревнований. - Инструктаж по ТБ на занятиях баскетболом. - История возникнове ния игры. - Правила игры. – Организация и проведения соревнований. - Инструктаж по ТБ на занятиях баскетболом. Практика: Примерное содержание деятельности -ОФП - СФП - Перемещения, остановки, повороты. – Бег с изменением скорости, направления. Обучение технике владения мячом: а) ведение мяча; б) удары по мячу; в) отбор мяча, финты; - Сочетание изученных приёмов и применение их в игре. -Индивидуальные и групповые действия в нападении и защите. - Тактические действия. -ОФП - СФП - Перемещения, остановки, повороты. – Бег с изменением скорости, направления. - Ловля и передача мяча двумя руками от плеча в парах, в тройках, на месте и в движении. - Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с близкого расстояния после остановки и после ведения. Оборудование, оснащенность Место проведения Футбольн ые мячи, набивные мячи, конусы, гимнастич еские скамейки, скакалки, свисток. Спортивная площадка школы. Баскетбол ьные мячи, гимнастич еские скамейки, скакалки, свисток. Спортзал школы, спортивная площадка. - То же со средней дистанции. -Ведение мяча с изменением направления после ловли в движении и ведение мяча с ускорением. - Сочетание изученных приёмов и применение их в игре. - Индивидуальные действия в нападении и защите, выбивание и вырывание мяча, держание игрока без мяча и с мячом. 3 Пионербол - История возникнове ния игры. - Правила игры. – Организация и проведения соревнований. - Инструктаж по ТБ на занятиях пионерболом. - ОФП - СФП - Обучение техники нападения. Подводящие и подготовительные упражнения. -Техника защиты. Игровые упражнения с включением основных приёмов игры в нападении и защите. Учебная игра. Теннисные мячи, гимнастиче ские скакалки, волейбольн ые мячи, свисток. Спортзал школы, спортивная площадка. 3. Календарно-тематическое планирование для учащихся 6 класса № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема раздела, урока Футбол Техника безопасности на занятиях по футболу. История возникновения и правила игры. ОФП. Удар по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы. Игры на закрепление и совершенствование технических действий. Удар по неподвижному и катящемуся мячу серединой подъема. Игры на закрепление и совершенствование технических действий. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. Игры на закрепление и совершенствование технических действий Остановка катящегося мяча подошвой. Игры на закрепление и совершенствование технических Дата Примечание 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 действий Ведение мяча внешней и внутренней частью подъема . Игры на закрепление и совершенствование технических действий. Выбивание мяча ударом ногой. ОФП. Игры на закрепление и совершенствование технических действий Комбинации из основных элементов техники перемещений и владения мячом. ОФП. Игры на закрепление и совершенствование технических действий Индивидуальные тактические действия. ОФП. Игры на закрепление и совершенствование технических и тактических действий Баскетбол Инструктаж по ТБ. История возникновения игры. Ознакомление с упрощёнными правилами игры «Баскетбол». Передвижение, прыжки, остановки, повороты с мячом. Игра «10 передач». ОФП. Варианты передачи и ловли мяча на месте. Игра «Передал - садись». СФП. Варианты передачи и ловли мяча в движении. Игра «Передал – садись». СФП. Ведение мяча на месте и с продвижением бегом. Игра по упрощенным правилам. Повторение изученных приёмов. Броски мяча в кольцо двумя руками. Игра по упрощённым правилам. Эстафеты с элементами баскетбола. Эстафеты с элементами баскетбола Пионербол Инструктаж по ТБ. История возникновения игры. Ознакомление с правилами игры «Пионербол» Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса 1. Учебно-методическая литература: 1.1. Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха: Физическая культура. 5—7 классы/Под редакцией М. Я. Виленского. М. Я. Виленский, В. Т. Чичикин. Физическая культура. Методические рекомендации. 5—7 классы. В.И. Лях. Физическая культура. Тестовый контроль. 5—9 классы (серия «Текущий контроль»). Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика (серия «Работаем по новым стандартам»). Г.А. Калодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол (серия «Работаем по новым стандартам») 1.2. Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению. 1.3. Методические издания по физической культуре для учителей 1.4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте» 2. Технические средства обучения 2.1. Мультимедийный центр 2.2. Компьютер 2.3. Учебные кинофильмы 2.4. Аудиозаписи 3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование 3.1. Мяч малый (теннисный) 3.2. Палка гимнастическая 3.3. Обруч гимнастический 3.4. Корзина для переноски мячей 3.5. Конусы Подвижные и спортивные игры 3.6. Мячи волейбольные и баскетбольные 3.7. Стойки волейбольные универсальные 3.8. Сетка волейбольная 3.9. Табло перекидное 3.10. Свисток 3.11. Скакалки 3.12. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой