Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 «РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО» На педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Секреты текста» для обучающихся 9 классов Срок реализации: 1 год Год составления: 2023 Составители: Дышлевич С. В., Медникова Г .А., учителя русского языка и литературы г. Комсомольск-на-Амуре 2023 Пояснительная записка Программа элективных занятий «Секреты текста» на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания. Цели и задачи курса "Секреты текста" освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; совершенствование высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической, нравственной компетенции; повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся о строении и языковых особенностях текста; овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание; расширить и углубить знания школьников о стилистических возможностях языковых средств и изобразительно-выразительных средствах языка, подготовить их к идейно-художественному анализу текста; подготовиться к итоговой аттестации; воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения; воспитание любви к слову, родному русскому языку;воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни. Виды деятельности учащихся - комплексный анализ текста; - составление плана (простого, сложного, цитатного) текста; - конспектирование (с помощью учителя и самостоятельно); - работа с дополнительными источниками (научно- популярной литературой, справочниками, словарями); - поиск и отбор материала; - подготовка докладов и сообщений; - создание собственного текста заданного типа речи и стиля. Место учебного предмета «русский язык» в учебном плане Общее число часов, отведенных на изучение элективного курса «Секреты текста» в 9 классе, составляет 34 часа (1 час в неделю). Содержание курса внеурочных занятий "Секреты текста" 1.Текст. Основные признаки текста. Микротема. Абзац. Способы связи между предложениями в тексте. Средства связи между предложениями в тексте. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства выразительности в художественном тексте. Стили текста. Стили речи ( разговорный и книжный: научный, деловой, публицистический, художественный). Стилевое единство текста. Формирование и функционирование стилей русского языка. 2. Стилистические возможности языковых средств. Многозначные слова. Омонимы, синонимы, антонимы, общеупотребительные и диалектные слова, заимствованные слова. Фразеология, крылатые слова. Фразеологизмы (сочетания и выражения). Происхождение фразеологизмов. Деление фразеологизмов по экспрессивно-эмоциональной окраске. Виды ошибок при использовании фразеологизмов. Лексическая и грамматическая синонимия. 3. Типы словесного выражения. Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Стилистические разновидности описания, рассуждения и повествования. 4. Словесные изобразительно- выразительные средства. Тропы (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, литота, олицетворение, перифраз, метонимия, ирония). Функции тропов в речи. Фигуры речи (антитеза, градация, инверсия, эллипсис, анафора, эпифора, композиционный стык, параллелизм, риторическое обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, инверсия, умолчание). Звуковые изобразительновыразительные средства. Анализ художественных текстов. Ритм и интонация в прозе и стихах. 5. Анализ текста. Зачетная работа. Создание текста-рассуждения. Промежуточная аттестация проводится в срок с 15.05.2024 по 25.052024 в форме зачёта. Планируемые образовательные результаты Предметные: - использовать знание морфологии при выборе орфограмм, - применять синтаксические знания при решении пунктуационных задач. - различать функциональные стили русского литературного языка и функциональные разновидности национального русского языка, - оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, - видеть эстетическую функцию языковых средств в создании художественной формы произведения, - уметь самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты, - выполнять элементарные исследовательские работы. знать трудные случаи правописания понимать их роль в общекультурном развитии человека объяснять языковое явление уметь применять знания при тестировании формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение; определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены; работать над расширением словарного запаса; опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте; работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю); четко следовать инструкциям, сопровождающим задание; выполнять различные типы тестовых заданий; самостоятельно распределять время на выполнение заданий; четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке; хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка; правильно отмечать в бланке вариант ответа; вносить исправления в бланк экзаменационной работы; сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут; определять синтаксические конструкции. Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. Поурочное планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Тема занятия Текст. Микротема. Абзац. Практическая работа. Составление плана текста. Стилевое единство текста. Научный стиль. Комплексный анализ текста научно-популярного стиля. Особенности официально- делового стиля. Практическая работа. Составление деловых бумаг: заявление, объявление, автобиография. Особенности публицистического стиля. Комплексный анализ текста публицистического стиля. Разговорный и литературный язык. Особенности разговорного стиля. Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Особенности стиля художественной литературы. Практическая работа. Разноаспектный анализ текста художественного стиля. Стилистические возможности языковых средств. Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Нахождение языковых средств. Значение языковых средств в тексте. Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Определение роли языковых средств. Практикум. Разноаспектный анализ текста. Типы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, их строение. Практическая работа. Анализ текстов различных типов. Словесные изобразительно- выразительные средства. Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Нахождение изобразительно-выразительных средств. Тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Практическая работа. Мини-сочинение с использованием изобразительновыразительных средств. Стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, параллелизм, повторение, инверсия. Анализ текста. Создание текста с использованием стилистических фигур речи. Звуковые изобразительно- выразительные средства. Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Ритм и интонации в прозе и стихах. Анализ прозаических и стихотворных текстов. «Я раскрываю секреты текста». Анализ текста. Зачётная работа. Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. 33. 34. Зачётная работа. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Зачётная работа. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Учебно-методическое обеспечение 1. Методический портал учителя "Методсовет" 2. Справочно-информационный портал "Грамота.ру" 3. Сайт сообщества учителей русского языка и литературы "Про школу" 4. "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов" 5. www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе 6. www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru) www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителюсловеснику, студенту-филологу 7. www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU» 8. http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово"