Русское правописание_орфография и пунктуация

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15

«РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО»

На педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Русское правописание: орфография и пунктуация»
для обучающихся 10 - 11 классов

Срок реализации: 2 года
Год составления: 2022
Составители:
Дышлевич С. В., Шипилова О. В.,
учителя русского языка и литературы

г. Комсомольск-на-Амуре 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и
пунктуация» на уровне среднего общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а
также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции
преподавания русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р)
Общая характеристика учебного предмета
Проведение экзамена в 11 классе в форме ЕГЭ требует особой подготовки к
нему с учётом формирования речеведческой, текстоведческой, языковой
компетенций. Опыт подготовки к экзамену в 11 классе показывает, что для его
успешной сдачи необходим факультативный курс по орфографии, который позволит
повторить теоретический материал орфографии 5-7 классов, пунктуации 8-9
классов, поможет выполнить практическую часть (тестовые задания, работа с
текстом, сочинение).
Цели обучения
1. осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма,
уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и
языку межнационального общения на основе расширения представлений о
функциях русского языка в России и мире; о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о
взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении
в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование ценностного отношения к русскому языку;
2. овладение русским языком как инструментом личностного развития и
формирования социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка в
развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации,
для овладения будущей профессией, самообразования и социализации;
3. совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения
основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики,
формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и
расширение круга используемых языковых средств; совершенствование
коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу
и самооценке на основе наблюдений за речью;
4. развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой
деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой),
основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных
форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.); совершенствование умений
трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную
информацию в практической деятельности;
5. обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и
пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка;
совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней,

умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять
изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
6. обеспечение поддержки русского языка как государственного языка Российской
Федерации, недопущения использования нецензурной лексики и иностранных
слов, за исключением тех, которые не имеют общеупотребительных аналогов в
русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях.
Предполагаемые формы обучения
- практические занятия
- самостоятельная работа (тестовый материал)
- работа с теоретическим материалом
Место предмета в учебном плане
Элективный курс «Русское правописание: орфография и пунктуация»
рассчитан на 68 часов. Онобеспечивает осмысление системы знаний о языке,
формирование устойчивых навыков владения языком. Занятия данного курса
ориентированы на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы
проведения экзамена учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения
нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной
речи.
Содержание учебного курса
10 КЛАСС (34ч)
Особенности письменного общения (2 ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство
двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой
деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной
форме) — слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо
(передача смысла с помощью графических знаков) — чтение (смысловая
расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменная и устная.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания: от смысла -к средствам
его выраженияв устной речи - в письменной речи
Особенности письменной речи: использование для передачи мысли средств письма
(букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие
текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность
возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных
высказываний и их признаки (письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи,
репортажи, сочинения — разные типы, конспекты, планы, рефераты и т. п.).
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография (32 ч)
Орфография как система правил правописания (2ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского
правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной
передачи смысла речи.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные
способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план,
тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1)
правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и
раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно,
реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с
прописной буквы имена, собственные, со строчной — нарицательные»); 4) перенос
слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (18ч)
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного
написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и
согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного
проверочного слова,
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в
заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после
приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных 1) -кас-//-кос-;
-лаг~//-лож-; -бир-//-6ер-; -пшр-//-тер-; -стил-//-стел-идр. (зависимость от
глагольного суффикса -а-); 2) -рост-//-рос-; -скак-//-скоч- (зависимость от
последующего согласного); 3) -гар-//-гор-; -твар-//-твор-; -клан-//-клон-; -зар-//-зор(зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными
сочетаниями оло//ла; оро//ра; ере//ре; ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых;
удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические
трудности (доска — дощатый, очки — очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.
п.).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными
принципами написания: 1) приставки на з//с — фонетический принцип; 2) все
остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) —
морфематический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в
словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова
при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание:
-аръ-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик, -ец- и -иц- в именах
существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-енък-) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-, к- и -ск-в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени
и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих
формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, ему- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-).
Написание суффикса -е- или -и- в глаголах с приставкой обез-//о6ес- (обезлесеть —
обезлесить)', -ться и -тся а глаголах
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса
причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на
письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени
(посеять — посеявший — посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в
прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний
слов разных частей речи.
Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных
окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и
причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых
находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании;
правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ь .
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский);
написание сочетаний чк, щн, нч, нщ,рч,рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на
стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри
морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический
анализ морфемно-словообразовательных моделей слов…нный,без..ность, …остный
и т. п.).
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей
для объяснения правильного написание слов.
Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не- за-пятн-а-нн-ый, масл-янист-ого, о-цепл-ени-ё) и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания (10ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического
анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания
не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и
раздельное написание приставок в наречиях. Историческая справка о
происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и
орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому,
оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные,
наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных,
образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много
обещающий).

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (2ч)
Роль смыслового и грамматического анализа При выборе строчной или прописной
буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?».
11 КЛАСС (34ч)
Речевой этикет в письменном общении (2 ч)
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление
этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в
письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в
России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные
формы поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SМSсообщения, электронная почта, телефакс и др.).
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях
на тематических чатах Интернета.
Пунктуация (32 ч)
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч)
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение
пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания.
Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и
пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки
препинания, знаки завершения.
Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки
препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями
сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки
препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения (1 ч)
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы
предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и
восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом
особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки
препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения (13 ч)
Система правил данного раздела пунктуации. Знаки препинания между членами
предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном
предложении; интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и
интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация
перечисления.

Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые
неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися
союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами. Интонационные и
пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при
однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантикограмматической и интонационной характеристики предложения и его окружения
(контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные
особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные
определения
распространённые
и
нераспространённые,
согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая
конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного
оборотов.
Обособления приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и
деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений
с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в
косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными
дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме
уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный
анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением
сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.
Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных
слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.
Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных,
вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что уже и др.).
Знаки препинания между частями сложного предложения (8 ч)
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды
сложных предложений.
Знаки
препинания
между
частями
сложносочинённого
предложения.
Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых
ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого
предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в
бессоюзном сложном предложении.

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более
частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.
Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч)
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные
способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте (4 ч)
Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью,
общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем.
Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста. Авторские
знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение
текста.
Промежуточная аттестация проводится в срок с 15.05.2024 по 25.05. 2024
(10 кл.), с 05.05.2024 по 15.05. 2024 (11 кл.) в форме зачёта.
Планируемые образовательные результаты
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях
языка; о лингвистике как науке.
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения;
лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в
художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических
единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и
других); комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и
культуры народа (в рамках изученного).
Понимать и уметь комментировать функции русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России, одного из мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции
Российской Федерации, Федеральный закон от 1 июня 2005 г.№ 53-ФЗ «О
государственном языке Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении
изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»»
от 28.02.2023 № 52-ФЗ, ЗаконРоссийской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1
«О языках народов Российской Федерации»).
Различать формы существования русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго),
знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе;
использовать эти знания в речевой практике.
Язык и речь. Культура речи
Система языка. Культура речи
Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и
уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней
языковой системы.
Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.
Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты
культуры речи, приводить соответствующие примеры.

Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной
целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия
нормам современного русского литературного языка.
Иметь представление о языковой норме, её видах.
Использовать словари русского языка в учебной деятельности.
Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы
современного русского литературного языка.
Использовать орфоэпический словарь.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Выполнять лексический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства лексики.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с
точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного
языка.
Соблюдать лексические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности
использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики.
Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов;
словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе
собственные) с точки зрения особенностей употребления сложносокращённых слов
(аббревиатур).
Использовать словообразовательный словарь.
Морфология. Морфологические нормы
Выполнять морфологический анализ слова.
Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с
точки зрения соблюдения морфологических норм современного русского
литературного языка.
Соблюдать морфологические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев
употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных,
местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного).
Использовать словарь грамматических трудностей, справочники.
Орфография. Основные правила орфографии
Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии.
Выполнять орфографический анализ слова.
Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки
зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного
языка (в рамках изученного).
Соблюдать правила орфографии.
Использовать орфографические словари.
Речь. Речевое общение
Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией

(объём устных монологических высказываний — не менее 100 слов; объём
диалогического высказывания — не менее 7—8 реплик).
Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат,
исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать
образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для
решения учебных задач.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных
жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём
сочинения — не менее 250 слов).
Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах
представленной в нём информации в речевой практике.
Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную,
явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно
и (или) на слух.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных
жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём
сочинения — не менее 250 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с
коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки
прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и
прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём
прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).
Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация,
отзыв, рецензия и другие).
Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические,
грамматические и речевые ошибки.
11 КЛАСС
Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в
современном обществе.
Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность)
употребления разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов; оправданность
(неоправданность) употребления иноязычных заимствований; нарушения речевого
этикета, этических норм в речевом общении и другое.
Язык и речь. Культура речи
Синтаксис. Синтаксические нормы
Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного
предложения.
Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского
языка (в рамках изученного).

Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения
основных норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и
предложно-падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления
однородных членов предложения, причастного и деепричастного оборотов (в
рамках изученного).
Соблюдать синтаксические нормы.
Использовать словари грамматических трудностей, справочники.
Пунктуация. Основные правила пунктуации
Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации.
Выполнять пунктуационный анализ предложения.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения
пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках
изученного).
Соблюдать правила пунктуации.
Использовать справочники по пунктуации.
Функциональная стилистика. Культура речи
Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики.
Иметь представление об основных признаках разговорной речи,
функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового),
языка художественной литературы.
Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных
функциональных
разновидностей
языка
(разговорная
речь,
научный,
публицистический и официально-деловой стили, язык художественной литературы).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных
жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём
сочинения — не менее 150 слов).
Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой
практике.

Поурочное планирование
10 класс
№
Тема урока
п/п
1. Особенности письменного общения. Речевое общение как
взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон
общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой
деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов
в устной форме) — слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на
слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) —
чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого
общения: письменная и устная.
2. Особенности письменной речи: использование для передачи мысли
средств письма (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация
на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать
немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к
написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных
высказываний и их признаки (письма, записки, деловые бумаги, рецензии,
статьи, репортажи, сочинения — разные типы, конспекты, планы,
рефераты и т. п.). Возникновение и развитие письма как средства
общения.
3. Орфография. Орфография как система правил правописания. Русское
правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского
правописания. Некоторые сведения из истории русской орфографии. Роль
орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более
точной передачи смысла речи. Орфографическое правило как
разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи
содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы,
схема, таблица, алгоритм и др.
4. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них:
1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные,
дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга,
а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и
строчных букв («пиши с прописной буквы имена, собственные, со
строчной — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по
слогам»).
5. Правописание морфем. Система правил, связанных с правописанием
морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий
принцип русского правописания (морфематический).
6. Правописание корней. Система правил, регулирующих написание
гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе
однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня:
безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных
словах. Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и ив
корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
7. Группы корней с чередованием гласных 1) -кас-//-кос-;-лаг~//-лож-; -бир-

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.
16.

17.
18.

//-6ер-; -пшр-//-тер-; -стил-//-стел-идр. (зависимость от глагольного
суффикса -а-); 2) -рост-//-рос-; -скак-//-скоч- (зависимость от
последующего согласного); 3) -гар-//-гор-; -твар-//-твор-; -клан-//-клон-; зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и
неполногласными сочетаниями оло//ла; оро//ра; ере//ре; ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих;
непроизносимых; удвоенных. Чередование согласных в корне и
связанные с этим орфографические трудности (доска — дощатый, очки
— очечник). Правописание иноязычных словообразовательных элементов
(лог, фил, гео, фон и т. п.).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с
разными принципами написания: 1) приставки на з//с — фонетический
принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по
происхождению) — морфематический принцип написания. Роль
смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием
суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемнословообразовательного анализа слова при выборе правильного написания
суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -аръ-, -тель-,
-ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик, -ец- и -иц- в именах
существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-енък-) и др. Различение на письме
суффиксов -ив- и -ев-, -к- и -ск-в именах прилагательных. Особенности
образования сравнительной степени и превосходной степени
прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, ирова-, -ича-, -ему- и др. Различение на письме глагольных суффиксов ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-). Написание суффикса -е- или -и- в глаголах с
приставкой обез-//о6ес- (обезлесеть — обезлесить)', -тьсяи -тсяа глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор
суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения
глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании
причастий прошедшего времени (посеять — посеявший — посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в
прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание
окончаний слов разных частей речи. Различение окончаний –е и -и в
именах существительных.
Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных
окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе
которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне,
суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление
разделительных ъ и ь.

19. Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский);
написание сочетаний чк, щн, нч, нщ,рч,рщ, чк, нн внутри отдельной
морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости
согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
20. Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова.
Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов
…нный, без..ность, …остныйи т. п.).
21. Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
22. Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных
словарей для объяснения правильного написание слов. Приём
поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не- за-пятн-а-нн-ый, маслян-ист-ого, о-цепл-ени-ё) и его практическая значимость.
23. Слитные, дефисные и раздельные написания. Система правил данного
раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова
при выборе правильного написания.
24. Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и
морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и
раздельного написания не с разными частями речи.
25. Различение приставки ни-и слова ни (частицы, союза).
26. Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога.
27. Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях.
Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
28. Особенности написания производных предлогов.
29. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы,
также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от
созвучных сочетаний слов.
30. Образование и написание сложных слов (имена существительные,
прилагательные, наречия).
31. Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных,
образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий
— много обещающий).
32. Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных
частей речи. Работа со словарём «Слитно или раздельно?».
33. Написание строчных и прописных букв. Роль смыслового и
грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
34. Работа со словарём «Строчная или прописная?».

Поурочное планирование
11 класс
№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Тема урока
Пунктуация как система правил расстановки знаков
препинания. Принципы русской пунктуации: грамматический,
смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения,
интонация и пунктуация. Основные функции
пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные
знаки препинания, знаки завершения.
Разделы русской пунктуации: знаки препинания в конце
предложения; знаки препинания внутри простого
предложения; знаки препинания между частями сложного
предложения; знаки препинания при передаче чужой речи;
знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения. Предложение и его
основные признаки. Границы предложения, отражение её на
письме.
Знаки препинания внутри простого предложения. Система
правил данного раздела пунктуации. Знаки препинания между
членами предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном
предложении; интонационные особенности этих
предложений.
Знаки препинания между однородными членами
предложения. Грамматические и интонационные особенности
предложений с однородными членами; интонация
перечисления.
Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные
члены, соединённые неповторяющимися союзами.
Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами.
Однородные члены, соединенные двойными союзами.
Однородные и неоднородные определения, их различение на
основе семантико-грамматической и интонационной
характеристики предложения и его окружения (контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Интонационные особенности предложений с обособленными
членами.
Обособленные определения распространённые и
нераспространённые, согласованные и несогласованные.
Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция.
Грамматико-пунктуационные отличия причастного и
деепричастного оборотов.
Обособление приложений.

Кол-во

13.

14.

15.

16.
17.
18.
19.
20.

21.
22.
23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

31.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным
деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и
интонационные особенности предложений с обособленными
обстоятельствами, выраженными именем существительным в
косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с
обособленными дополнениями. Выделение голосом при
произношении и знаками препинания на письме уточняющих,
поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях с сравнительным
оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и
невыделения в письменной речи оборота со значением
сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с
членами предложения.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений
с вводными словами.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений
с обращениями.
Речевые формулы обращений, используемые в письменной
речи.
Знаки препинания между частями сложного предложения.
Грамматические и пунктуационные особенности сложных
предложений.
Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочинённого
предложения.
Интонационные и смысловые особенности предложений,
между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире,
точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями
сложноподчинённого предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака
препинания в бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих
из трёх и более частей.
Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков
препинания.
Прямая и косвенная речь.
Оформление на письме прямой речи и диалога.
Знаки препинания в связном тексте. Связный текст как
совокупность предложений, объединённых одной мыслью,
общей стилистической направленностью и единым
эмоциональным настроем.
Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом
контекста.

32.
33.
34.

Авторские знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурносмысловое членение текста.
Оценка правильности, точности, чистоты, богатства,
выразительности и уместности речевого высказывания, его
соответствия нормам современного русского литературного
языка.
Используемая литература:

Для учащихся
Базжина Т.В., Крючкова Т.Ю. Русская пунктуация: Пособие справочник для старшеклассников,
абитуриентов и студентов. -М., 2000.
БеднарскаяЛД. Грамотный человек. — Тула, 2003.
Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев АЛ. Современное русское письмо: Факультативный курс.
— М.. 1974.
Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / Капинос В.И. и др.
— М., 2002. 2003—2004, 2004-2005.
Львова С.И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся
8—11 классов. — М., 2006.
Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.
Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные
материалы. — М., 2005.
Львова СЛ. Там, где кончается слово...: Книга для учашихся. - М., 1991.
Моисеев А.И. Буквы и звуки. Звуки и цифры. — М., 1986.
Панов М.В. Занимательная орфография. — М.. 1984.
Панов М.В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и
недостатках. — М., 1964.
Постникова И.И. и др. Это непростое простое предложение. - М., 1985.
Розенталъ Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и
поступающих в вузы. — М., 2000.
Цыбулъко И.П., Львова С.И. Русский язык. Эффективная подготовка. — 2004. — М., 2004.
Словари
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника). — 2-е изд. —
М., 2001.
Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
Розенталь Д.Э. Прописная или строчная? (Опыт словаря-справочника). — М., 1984.
Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. — М., 2002.
Ушаков ДЛ., Крючков С.Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы. (Любое
издание.)
Шанский Н.М., Боброва ТА. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение
слов. (Любое издание.)
Школьный словарь иностранных слов / под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд.-М., 1999.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сосх М.В. Панов. — М_ 1984.
Для учителя
Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе — М 1990.
Волгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение. - М., 1979.
Волгина Н.С. Трудности современной пунктуации. — М 2000.
Волгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.
Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. — М., 1976.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. — М., 1983.

Ларионова Л.Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в
средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.
Львова С.И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.
Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста: "8-9 классы: Пособие для учителя.
— М., 2003.
Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста: 10-11 классы: Пособие для учителя.
— М., 2003.
Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические
рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
Мучник Б.С. Культура письменной речи. — М., 1996.
Разумовская ММуМетодика обучения орфографии — М 1996.
РозенталъД.Э. Вопросы русского произношения и правописания. — М., 1970.
Селезнева Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. — М., 1980.
Фирсов Г.П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе. —
М., 1962.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».