РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАША РОДИНА ОТ КРАЯ И ДО КРАЯ (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) МОСКВА 2023 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ............................................................................................ 2 Содержание курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до края» 5 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до края»............................................................................ 7 Личностные результаты ..................................................................................... 7 Метапредметные результаты ............................................................................. 7 Предметные результаты ..................................................................................... 8 Тематическое планирование.................................................................................... 9 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до края» (далее – программа) составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 № 732. Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена важностью формирования ценностного отношения младших школьников к природе родной страны, ее разнообразию, богатству и красоте, а также необходимостью объединять вклад учебной и внеучебной деятельности обучающихся в развитие и воспитание обучающихся. Для современной системы российского образования весьма важной является идея интеграции обучения и воспитания, взаимосвязи учебной работы обучающихся и их внеурочной деятельности. Именно интеграция в значительной степени повышает успешность формирования такой нравственной ценности, как патриотизм – прочный фундамент прошлого, настоящего и будущего России, одна из главных опор общества и государства. От сопричастности подрастающего поколения к судьбе своей Родины зависит будущее страны. Одной из основ патриотического воспитания является формирование внимательного и бережного отношения к природе России. Безусловно, существенный вклад в гражданско-патриотическое воспитание младших школьников вносит изучение предметов учебного плана – русский язык и литературное чтение, музыка и изобразительное искусство. Необходимо отметить особую роль предмета «Окружающий мир», особенно изучение темы «Природные зоны». В начальной школе эта тема имеет важное значение – она закладывает основы для курсов географии и биологии на уровне основного общего образования. От того, насколько хорошо усвоена эта тема в начальной школе, зависит и достижение основной цели изучения предмета «Окружающий мир» – создание у младшего школьника образа целостной картины мира. Программа курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до края» в совокупности с уроками окружающего мира дает возможность 2 обучающимся более широко и углубленно изучить многообразие и богатство природы России. Зачастую педагоги используют на уроках изучения природных зон объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы (рассказ учителя с опорой на визуальный ряд мультимедийной презентации, чтение учебника, ответы на вопросы) и рассматривают природные зоны по однотипной схеме. Все это приводит к тому, что обучающиеся нередко воспринимают урок окружающего мира как еще один урок чтения и теряют к нему интерес. Организация исследовательской деятельности на уроках происходит эпизодически. В начальной школе исследовательская деятельность проходит этап становления и развития. С помощью программы курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до края» можно сделать изучение темы природных зон более эмоционально окрашенным и запоминающимся. Освоение материала происходит с помощью исследовательских методов: наблюдение, сравнение, поиск ошибки, дополнение информации, решение проблемной ситуации. Используются разные формы работы, в том числе игровые: дидактические и ролевые игры, ведение Дневника путешественника, составление описания растения или животного, конференция. Кроме того, формы занятий предполагают сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы младших школьников, предоставляя им возможность научиться работать совместно, а также проявить и развить самостоятельность. Основная цель курса – активизация процесса познания младшими школьниками окружающего мира, обеспечение условий для разнообразной активной поисковой, исследовательской деятельности детей, совершенствования их функциональной грамотности . Курс внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до края» предназначен для обучающихся 3–4 классов и направлен на освоение ими элементарных умений исследовательской деятельности; осознание культуры исследовательского труда; развитие интереса к творческому поиску через знакомство с природой нашей Родины. Активная групповая работа формирует умения использовать различные способы поиска информации (в печатных и электронных источниках), аргументированно представлять собственную позицию, адекватно с учетом правил речевого этикета вести учебный диалог, осуществлять самоконтроль за выбором достоверной информации. 3 Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания и учитывает психолого-педагогические особенности младших школьников. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется: – в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, направленной на формирование у детей младшего школьного возраста гражданско-патриотических чувств; – в формировании позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества (Отечество, природа, человек, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; – в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается федеральной рабочей программой воспитания. Программа представлена в объёме 34 часа в год (1 час в неделю). В предлагаемой программе могут участвовать третьеклассники или четвероклассники. 4 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАША РОДИНА ОТ КРАЯ И ДО КРАЯ» Раздел 1. Зона арктических пустынь – край снега и льда Понятие «природная зона». Общая характеристика зоны арктических пустынь: погода, температура воздуха в летнее и зимнее время. Явления природы: полярная ночь и полярный день, северное сияние. Зависимость жизни растительного и животного мира от состояния неживой природы. Особенности растительного мира Арктики: приспособление растений к суровым условиям жизни, примеры арктических растений. Особенности животного мира Арктики: приспособление животных к суровым условиям жизни, примеры животных, обитающих в Арктике. Заповедный остров Врангеля. Раздел 2. Тундра – самая северная материковая зона Расположение зоны тундры на карте Российской Федерации. Особенности неживой природы тундровой зоны: погода, температура воздуха, продолжительность зимы и лета. Особенности растительного мира тундры, примеры растений, произрастающих в этой зоне. Цветковые растения тундры. Особенности животного мира тундры: приспособление животных к условиям жизни, основные признаки приспособления. Народы, проживающие в тундре, и их занятия. Раздел 3. Тайга Особенности самой большой природной зоны России, расположение на карте России. Тайга как край хвойных деревьев. Особенности внешнего вида хвойных деревьев (кедр, пихта, ель, сосна). Лиственница – долгожитель. Богатство и разнообразие животного мира тайги. Примеры животных таежного края: внешний вид, повадки, образ жизни. Использование человеком таежных богатств. Изучение Сибири. В.К. Арсеньев. Сихотэ-Алинский заповедник. Раздел 4. Зона смешанных и широколиственных лесов Расположение зоны смешанных и широколиственных лесов на карте Российской Федерации. Особенности времен года зоны смешанных лесов: погода, температура в разные сезоны. Этажи леса. Примеры растений разных 5 этажей леса. Разнообразие и богатство растительного мира смешанных лесов. Примеры растений смешанного леса. Разнообразие и богатство животного мира смешанных лесов. Главные представители животного мира, обитающие в смешанном лесе: внешний вид, образ жизни, повадки. Лес – богатство, значение леса для жизни и труда человека. Раздел 5. Зона степей Особенности степи, отличающие эту зоны от других природных зон: недостаток влаги, высокая температура, особенность почвы. Сезонные изменения в степи. Приспособление растений и животных к условиям жизни в степи. Примеры растений и животных, обитающих в этой природной зоне. Раздел 6. Зона субтропиков Факторы, влияющие на климат и погоду в субтропиках (море, горы). Южные моря – особенности, влияние моря на эмоциональное состояние человека. Богатство и своеобразие растительного мира юга России. Разнообразие и особенности внешнего мира растений субтропиков. Животный мир субтропиков. Южный край – здравница России. Раздел 7. Заключение. Итоговая конференция Резерв: 2 часа. 6 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАША РОДИНА ОТ КРАЯ И ДО КРАЯ» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: формирование гражданско-патриотических чувств, чувства гордости за свою страну, ee природные богатства, разнообразие и красоту; проявление желания изучать природу родной страны, описывать природные зоны, создавать тексты-картинки для Дневника путешественника. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные познавательные действия: понимать зависимости жизни и состояния живого мира природы от явлений неживой природы; называть и описывать особенности приспособления растительного и животного мира к среде обитания; анализировать и оценивать факторы адаптации растений и животных к окружающей среде; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию; аргументировать свое мнение; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре. Универсальные коммуникативные действия: включаться в коллективное обсуждение вопросов с педагогом и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; участвовать в беседе (дискуссии): умение задавать вопросы, высказывать свое мнение, соблюдать правила ведения диалога; конструировать суждения, выражать свою точку зрения; понимать намерения других участников занятий, проявлять уважительное отношение к ним; в корректной форме формулировать свои возражения; 7 создавать небольшие тексты описательного, повествовательного характера; публично представлять результаты работы, связанные с тематикой курса. Универсальные регулятивные действия: проявлять активность в познавательной деятельности; работать с информацией, представленной в текстовой, иллюстративной и графической форме; оценивать результат коллективной (групповой) работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: находить и показывать основные природные зоны на физической карте и на карте природных зон России; объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны, сравнивать различные природные зоны; приводить примеры растений и животных разных природных зон, описывать и сравнивать их; оценивать деятельность людей в разных природных зонах, влияние особенностей зоны на деятельность человека и влияние деятельности человека на природу зоны; называть возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников России. 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем учебного предмета Количество часов Программное содержание Характеристика деятельности обучающихся Раздел 1. Зона арктических пустынь – край снега и льда 1.1 Арктика – самая северная зона России 2 Понятие «природная зона». Общая Работают с географической характеристика зоны арктических картой, учатся ориентироваться пустынь: погода, температура воздуха в ней. в летнее и зимнее время. Явления природы: полярная ночь и полярный день, северное сияние. Зависимость жизни растительного и животного мира от состояния неживой природы. Особенности растительного мира Арктики: приспособление растений к суровым условиям жизни, примеры Проводят сравнительносопоставительный анализ по карте «Природные зоны России». Ведут «Дневник путешественника», в т. ч. фиксируют в нем географические данные. Участвуют в обсуждении арктических растений особенностей зоны арктических пустынь в России. Участвуют в коллективной творческой работе – создании 9 картины-аппликации «Северное сияние» 1.2 Как животные приспособились к условиям Арктики. Заповедный остров Врангеля Итого по разделу 3 Особенности животного мира Арктики: приспособление животных к суровым условиям жизни, примеры животных, обитающих в Арктике. Знакомство с северным заповедником Участвуют в диалоге с целью сравнения объектов животного мира Арктики. Классифицируют информацию на основе внесения данных «Остров Врангеля» в таблицу «Способы приспособления животных Арктики». Просматривают и обсуждают видеофильм «Остров Врангеля» 5 Раздел 2. Тундра – самая северная материковая зона 2.1 Природная зона – тундра 3 Расположение зоны тундры на карте Российской Федерации. Особенности неживой природы тундровой зоны: погода, температура воздуха, продолжительность зимы и лета. Особенности растительного мира тундры, примеры растений, Находят объекты на карте природных зон. Сравнивают объекты неживой и живой природы тундры (групповая работа: на карточке представлено описание, по которому нужно найти 10 произрастающих в этой зоне. Цветковые растения тундры. Особенности животного мира тундры: приспособление на иллюстрации представителя живой природы тундры). Ведут «Дневник путешественника» животных к условиям жизни, основные признаки приспособления 2.2 Жители тундры и их 1 занятия Итого по разделу Народы, проживающие в тундре, и их Описывают одежду и жилища занятия коренных народов Севера по иллюстрациям. Участвуют в дискуссии «Могут ли северные народы заниматься растениеводством?» Обсуждают основные занятия народов Севера Особенности самой большой природной зоны России, расположение на карте России. Богатство и разнообразие растительного и животного мира тайги Находят объекты на карте природных зон и описывают их. Просматривают и обсуждают видеофильм о таежном крае. 4 Раздел 3. Тайга 3.1 Тайга – самая большая природная зона России 2 11 Заполняют «Дневник путешественника» 3.2 Край хвойных деревьев 3 Тайга как край хвойных деревьев. Особенности внешнего вида хвойных деревьев (кедр, пихта, ель, сосна). Лиственница – долгожитель Сравнивают и выявляют с опорой на иллюстрации особенности хвойных деревьев (кедр, пихта, ель, сосна, лиственница), способы их приспособления к условиям тайги. Сравнивают с опорой на схему объекты живой природы – сосну и лиственницу. Работают со справочной литературой для выявления способа приспособления лиственницы 3.3 Животные тайги. Как использует человек таежные богатства. В.К. Арсеньев – ученый, 3 Примеры животных таежного края: внешний вид, повадки, образ жизни. Участвуют в дидактической игре «Узнай животное по описанию». Использование человеком таежных богатств. Изучение Сибири. В.К. Арсеньев, его изучение Сибири. Сихотэ-Алинский заповедник Обсуждают вопрос «Почему в тайге можно встретить много разнообразных животных?» Анализируют и выбирают 12 исследующий Сибирь и Дальний Восток. Сихотэ-Алинский информацию в текстовом описании по теме «Занятия населения зоны тайги». Участвуют в дискуссии заповедник «Может ли тайга «заболеть? Как «вылечить» тайгу?» Участвуют в беседе о красоте и богатстве таежного края. Обсуждают репродукцию картины В.М. Васнецова «Северный край». Обсуждают рассказ учителя об ученом-исследователе Сибири и Дальнего Востока В.К. Арсеньеве. Просматривают и обсуждают видеоматериал «Сихотэ-Алинский заповедник» Итого по разделу 8 Раздел 4. Зона смешанных и широколиственных лесов 4.1 Природная зона – смешанные леса 5 Особенности времен года зоны смешанных лесов: погода, Участвуют в беседе по сравнению и выявлению признаков 13 температура в разные сезоны. Этажи леса. Примеры растений разных этажей леса. Разнообразие и богатство растительного мира смешанных смешанного леса как природной зоны с опорой на наглядный материал. Осуществляют творческую работу лесов. Примеры растений смешанного леса. Разнообразие и богатство животного мира смешанных лесов. Главные представители животного мира, обитающие в смешанном лесе: внешний вид, образ жизни, повадки. Лес – богатство, значение леса для жизни и труда человека по устному описанию особенностей леса. Работают с картой природных зон – находят границы зоны смешанных и широколиственных лесов. Участвуют в беседе по серии иллюстраций с целью расширения представлений о разнообразии растительного мира смешанного леса. Устанавливают причинноследственные связи при заполнении схемы «Ярусы леса». Участвуют в ролевой игре «Легенда о ландыше». Просматривают и обсуждают 14 видеофильм «Звуки осени. Сентябрь». Заполняют «Дневник путешественника» Итого по разделу 5 Раздел 5. Зона степей 5.1 Природная зона – степь Итого по разделу 4 Особенности степи, отличающие эту зону от других природных зон: недостаток влаги, высокая температура, особенности почвы. Сезонные изменения в степи. Приспособление растений Работают с географической картой по выделению границ зоны степей. Участвуют в дискуссии «Почему в степи не растут деревья?» Участвуют в дидактической игре «Узнай животное по описанию». и животных к условиям жизни в степи. Примеры растений и животных, обитающих в этой природной зоне Читают и обсуждают поэтические произведения, посвященные степи. Просматривают и обсуждают видеофильм «Бегущие сайгаки в Калмыкии». Заполняют «Дневника путешественника» 4 15 Раздел 6. Зона субтропиков 6.1 Природная зона – субтропики 4 Факторы, влияющие на климат и погоду в субтропиках (море, горы). Южные моря – особенности, влияние моря на эмоциональное состояние человека. Богатство и своеобразие растительного мира юга России. Участвуют в беседе по выявлению особенностей зоны субтропиков с опорой на наглядный материал. Работают с картой по нахождению границ зоны субтропиков. Просматривают и обсуждают Разнообразие и особенности внешнего мира растений субтропиков. Животный мир субтропиков. Южный край – здравница России видеоматериалы «Ласточкино гнездо», «Водопад Джур-Джур». «Сочи. Субтропики». Участвуют в беседе по поэтическому отрывку о красоте моря. Рассматривают и обсуждают репродукции картин И. Айвазовского. Сопоставляют тексты описаний и создают иллюстрации растительного мира субтропиков. Участвуют в дидактической игре «Угадай-ка»: описание животного по фото. 16 Заполняют «Дневник путешественника» Итого по разделу 4 Раздел 7. Заключение 7.1 Итоговая конференция 2 Итого по разделу 2 Резерв 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 34 Обобщение, подведение итогов изучения природных зон Создают презентации на тему «Какая природная зона мне запомнилась больше всего» и готовят устное представление ее содержательной части ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17