Наша Родина от края и до края

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАША РОДИНА
ОТ КРАЯ И ДО КРАЯ
(НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

МОСКВА
2023

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ............................................................................................ 2
Содержание курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до края» 5
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Наша Родина от края и до края»............................................................................ 7
Личностные результаты ..................................................................................... 7
Метапредметные результаты ............................................................................. 7
Предметные результаты ..................................................................................... 8
Тематическое планирование.................................................................................... 9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края
и до края» (далее – программа) составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования
(ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 12 августа 2022 № 732.
Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена
важностью формирования ценностного отношения младших школьников
к природе родной страны, ее разнообразию, богатству и красоте, а также
необходимостью объединять вклад учебной и внеучебной деятельности
обучающихся в развитие и воспитание обучающихся.
Для современной системы российского образования весьма важной
является идея интеграции обучения и воспитания, взаимосвязи учебной работы
обучающихся и их внеурочной деятельности. Именно интеграция
в значительной степени повышает успешность формирования такой
нравственной ценности, как патриотизм – прочный фундамент прошлого,
настоящего и будущего России, одна из главных опор общества и государства.
От сопричастности подрастающего поколения к судьбе своей Родины зависит
будущее страны. Одной из основ патриотического воспитания является
формирование внимательного и бережного отношения к природе России.
Безусловно, существенный вклад в гражданско-патриотическое воспитание
младших школьников вносит изучение предметов учебного плана – русский
язык и литературное чтение, музыка и изобразительное искусство. Необходимо
отметить особую роль предмета «Окружающий мир», особенно изучение темы
«Природные зоны».
В начальной школе эта тема имеет важное значение – она закладывает
основы для курсов географии и биологии на уровне основного общего
образования. От того, насколько хорошо усвоена эта тема в начальной школе,
зависит и достижение основной цели изучения предмета «Окружающий мир» –
создание у младшего школьника образа целостной картины мира.
Программа курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края
и до края» в совокупности с уроками окружающего мира дает возможность
2

обучающимся более широко и углубленно изучить многообразие и богатство
природы России.
Зачастую педагоги используют на уроках изучения природных зон
объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы (рассказ учителя
с опорой на визуальный ряд мультимедийной презентации, чтение учебника,
ответы на вопросы) и рассматривают природные зоны по однотипной схеме. Все
это приводит к тому, что обучающиеся нередко воспринимают урок
окружающего мира как еще один урок чтения и теряют к нему интерес.
Организация исследовательской деятельности на уроках происходит
эпизодически.
В начальной школе исследовательская деятельность проходит этап
становления и развития. С помощью программы курса внеурочной деятельности
«Наша Родина от края и до края» можно сделать изучение темы природных зон
более эмоционально окрашенным и запоминающимся. Освоение материала
происходит с помощью исследовательских методов: наблюдение, сравнение,
поиск ошибки, дополнение информации, решение проблемной ситуации.
Используются разные формы работы, в том числе игровые: дидактические
и ролевые игры, ведение Дневника путешественника, составление описания
растения или животного, конференция. Кроме того, формы занятий
предполагают сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы
младших школьников, предоставляя им возможность научиться работать
совместно, а также проявить и развить самостоятельность.
Основная цель курса – активизация процесса познания младшими
школьниками окружающего мира, обеспечение условий для разнообразной
активной
поисковой,
исследовательской
деятельности
детей,
совершенствования их функциональной грамотности .
Курс внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до края»
предназначен для обучающихся 3–4 классов и направлен на освоение ими
элементарных умений исследовательской деятельности; осознание культуры
исследовательского труда; развитие интереса к творческому поиску через
знакомство с природой нашей Родины. Активная групповая работа формирует
умения использовать различные способы поиска информации (в печатных
и электронных источниках), аргументированно представлять собственную
позицию, адекватно с учетом правил речевого этикета вести учебный диалог,
осуществлять самоконтроль за выбором достоверной информации.
3

Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом
рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания и учитывает
психолого-педагогические особенности младших школьников. Это позволяет
на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребенка. Это проявляется:
– в приоритете личностных результатов реализации программы
внеурочной деятельности, направленной на формирование у детей младшего
школьного возраста гражданско-патриотических чувств;
– в формировании позитивного отношения школьников к базовым
ценностям общества (Отечество, природа, человек, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом;
– в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих
большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми
деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых
общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается
федеральной рабочей программой воспитания.
Программа представлена в объёме 34 часа в год (1 час в неделю).
В
предлагаемой
программе
могут
участвовать
третьеклассники
или четвероклассники.

4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАША РОДИНА ОТ КРАЯ И ДО КРАЯ»
Раздел 1. Зона арктических пустынь – край снега и льда
Понятие «природная зона». Общая характеристика зоны арктических
пустынь: погода, температура воздуха в летнее и зимнее время. Явления
природы: полярная ночь и полярный день, северное сияние. Зависимость жизни
растительного и животного мира от состояния неживой природы. Особенности
растительного мира Арктики: приспособление растений к суровым условиям
жизни, примеры арктических растений. Особенности животного мира Арктики:
приспособление животных к суровым условиям жизни, примеры животных,
обитающих в Арктике. Заповедный остров Врангеля.
Раздел 2. Тундра – самая северная материковая зона
Расположение зоны тундры на карте Российской Федерации. Особенности
неживой природы тундровой зоны: погода, температура воздуха,
продолжительность зимы и лета. Особенности растительного мира тундры,
примеры растений, произрастающих в этой зоне. Цветковые растения тундры.
Особенности животного мира тундры: приспособление животных к условиям
жизни, основные признаки приспособления. Народы, проживающие в тундре,
и их занятия.
Раздел 3. Тайга
Особенности самой большой природной зоны России, расположение
на карте России. Тайга как край хвойных деревьев. Особенности внешнего вида
хвойных деревьев (кедр, пихта, ель, сосна). Лиственница – долгожитель.
Богатство и разнообразие животного мира тайги. Примеры животных таежного
края: внешний вид, повадки, образ жизни. Использование человеком таежных
богатств. Изучение Сибири. В.К. Арсеньев. Сихотэ-Алинский заповедник.
Раздел 4. Зона смешанных и широколиственных лесов
Расположение зоны смешанных и широколиственных лесов на карте
Российской Федерации. Особенности времен года зоны смешанных лесов:
погода, температура в разные сезоны. Этажи леса. Примеры растений разных
5

этажей леса. Разнообразие и богатство растительного мира смешанных лесов.
Примеры растений смешанного леса. Разнообразие и богатство животного мира
смешанных лесов. Главные представители животного мира, обитающие
в смешанном лесе: внешний вид, образ жизни, повадки. Лес – богатство,
значение леса для жизни и труда человека.
Раздел 5. Зона степей
Особенности степи, отличающие эту зоны от других природных зон:
недостаток влаги, высокая температура, особенность почвы. Сезонные
изменения в степи. Приспособление растений и животных к условиям жизни
в степи. Примеры растений и животных, обитающих в этой природной зоне.
Раздел 6. Зона субтропиков
Факторы, влияющие на климат и погоду в субтропиках (море, горы).
Южные моря – особенности, влияние моря на эмоциональное состояние
человека. Богатство и своеобразие растительного мира юга России. Разнообразие
и особенности внешнего мира растений субтропиков. Животный мир
субтропиков. Южный край – здравница России.
Раздел 7. Заключение. Итоговая конференция
Резерв: 2 часа.

6

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАША РОДИНА ОТ КРАЯ И ДО КРАЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
формирование гражданско-патриотических чувств, чувства гордости
за свою страну, ee природные богатства, разнообразие и красоту;
проявление желания изучать природу родной страны, описывать
природные зоны, создавать тексты-картинки для Дневника путешественника.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия:
понимать зависимости жизни и состояния живого мира природы
от явлений неживой природы; называть и описывать особенности
приспособления растительного и животного мира к среде обитания;
анализировать и оценивать факторы адаптации растений и животных
к окружающей среде;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию;
аргументировать свое мнение;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого обсуждения в группе или в паре.
Универсальные коммуникативные действия:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с педагогом
и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг
с другом;
участвовать в беседе (дискуссии): умение задавать вопросы, высказывать
свое мнение, соблюдать правила ведения диалога;
конструировать суждения, выражать свою точку зрения; понимать
намерения других участников занятий, проявлять уважительное отношение
к ним; в корректной форме формулировать свои возражения;
7

создавать небольшие тексты описательного, повествовательного
характера;
публично представлять результаты работы, связанные с тематикой курса.
Универсальные регулятивные действия:
проявлять активность в познавательной деятельности;
работать с информацией, представленной в текстовой, иллюстративной
и графической форме;
оценивать результат коллективной (групповой) работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
находить и показывать основные природные зоны на физической карте
и на карте природных зон России;
объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране,
давать характеристику природной зоны, сравнивать различные природные зоны;
приводить примеры растений и животных разных природных зон,
описывать и сравнивать их;
оценивать деятельность людей в разных природных зонах, влияние
особенностей зоны на деятельность человека и влияние деятельности человека
на природу зоны; называть возникающие экологические проблемы и способы их
решения, приводить примеры заповедников России.

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование
разделов и тем
учебного предмета

Количество
часов

Программное содержание

Характеристика деятельности
обучающихся

Раздел 1. Зона арктических пустынь – край снега и льда
1.1

Арктика – самая
северная зона России

2

Понятие «природная зона». Общая
Работают с географической
характеристика зоны арктических
картой, учатся ориентироваться
пустынь: погода, температура воздуха в ней.
в летнее и зимнее время. Явления
природы: полярная ночь и полярный
день, северное сияние. Зависимость
жизни растительного и животного
мира от состояния неживой природы.
Особенности растительного мира
Арктики: приспособление растений
к суровым условиям жизни, примеры

Проводят сравнительносопоставительный анализ по карте
«Природные зоны России».
Ведут «Дневник
путешественника»,
в т. ч. фиксируют в нем
географические данные.
Участвуют в обсуждении

арктических растений

особенностей зоны арктических
пустынь в России.
Участвуют в коллективной
творческой работе – создании
9

картины-аппликации «Северное
сияние»
1.2

Как животные
приспособились
к условиям Арктики.
Заповедный остров
Врангеля

Итого по разделу

3

Особенности животного мира
Арктики: приспособление животных
к суровым условиям жизни, примеры
животных, обитающих в Арктике.
Знакомство с северным заповедником

Участвуют в диалоге с целью
сравнения объектов животного
мира Арктики.
Классифицируют информацию
на основе внесения данных

«Остров Врангеля»

в таблицу «Способы
приспособления животных
Арктики».
Просматривают и обсуждают
видеофильм «Остров Врангеля»

5

Раздел 2. Тундра – самая северная материковая зона
2.1

Природная зона –
тундра

3

Расположение зоны тундры на карте
Российской Федерации. Особенности
неживой природы тундровой зоны:
погода, температура воздуха,
продолжительность зимы и лета.
Особенности растительного мира
тундры, примеры растений,

Находят объекты на карте
природных зон.
Сравнивают объекты неживой
и живой природы тундры
(групповая работа: на карточке
представлено описание,
по которому нужно найти
10

произрастающих в этой зоне.
Цветковые растения тундры.
Особенности животного мира
тундры: приспособление

на иллюстрации представителя
живой природы тундры).
Ведут «Дневник
путешественника»

животных к условиям жизни,
основные признаки приспособления
2.2

Жители тундры и их

1

занятия

Итого по разделу

Народы, проживающие в тундре, и их Описывают одежду и жилища
занятия

коренных народов Севера
по иллюстрациям.
Участвуют в дискуссии «Могут ли
северные народы заниматься
растениеводством?»
Обсуждают основные занятия
народов Севера

Особенности самой большой
природной зоны России,
расположение на карте России.
Богатство и разнообразие
растительного и животного мира тайги

Находят объекты на карте
природных зон
и описывают их.
Просматривают и обсуждают
видеофильм о таежном крае.

4

Раздел 3. Тайга
3.1

Тайга – самая
большая природная
зона России

2

11

Заполняют «Дневник
путешественника»
3.2

Край хвойных
деревьев

3

Тайга как край хвойных деревьев.
Особенности внешнего вида хвойных
деревьев (кедр, пихта, ель, сосна).
Лиственница – долгожитель

Сравнивают и выявляют с опорой
на иллюстрации особенности
хвойных деревьев (кедр, пихта,
ель, сосна, лиственница), способы
их приспособления к условиям
тайги.
Сравнивают с опорой на схему
объекты живой природы – сосну
и лиственницу.
Работают со справочной
литературой для выявления
способа приспособления
лиственницы

3.3

Животные тайги.
Как использует
человек таежные
богатства.
В.К. Арсеньев –
ученый,

3

Примеры животных таежного края:
внешний вид, повадки, образ жизни.

Участвуют в дидактической игре
«Узнай животное по описанию».

Использование человеком таежных
богатств. Изучение Сибири.
В.К. Арсеньев, его изучение Сибири.
Сихотэ-Алинский заповедник

Обсуждают вопрос «Почему
в тайге можно встретить много
разнообразных животных?»
Анализируют и выбирают
12

исследующий
Сибирь и Дальний
Восток.
Сихотэ-Алинский

информацию в текстовом
описании по теме «Занятия
населения зоны тайги».
Участвуют в дискуссии

заповедник

«Может ли тайга «заболеть?
Как «вылечить» тайгу?»
Участвуют в беседе о красоте
и богатстве таежного края.
Обсуждают репродукцию картины
В.М. Васнецова «Северный край».
Обсуждают рассказ учителя
об ученом-исследователе Сибири
и Дальнего Востока
В.К. Арсеньеве.
Просматривают и обсуждают
видеоматериал «Сихотэ-Алинский
заповедник»

Итого по разделу

8

Раздел 4. Зона смешанных и широколиственных лесов
4.1

Природная зона –
смешанные леса

5

Особенности времен года зоны
смешанных лесов: погода,

Участвуют в беседе по сравнению
и выявлению признаков
13

температура в разные сезоны. Этажи
леса. Примеры растений разных
этажей леса. Разнообразие и богатство
растительного мира смешанных

смешанного леса как природной
зоны с опорой на наглядный
материал.
Осуществляют творческую работу

лесов. Примеры растений смешанного
леса. Разнообразие и богатство
животного мира смешанных лесов.
Главные представители животного
мира, обитающие в смешанном лесе:
внешний вид, образ жизни, повадки.
Лес – богатство, значение леса
для жизни и труда человека

по устному описанию
особенностей леса.
Работают с картой природных
зон – находят границы зоны
смешанных и широколиственных
лесов.
Участвуют в беседе по серии
иллюстраций с целью расширения
представлений о разнообразии
растительного мира смешанного
леса.
Устанавливают причинноследственные связи
при заполнении схемы
«Ярусы леса».
Участвуют в ролевой игре
«Легенда о ландыше».
Просматривают и обсуждают
14

видеофильм «Звуки осени.
Сентябрь».
Заполняют «Дневник
путешественника»
Итого по разделу

5

Раздел 5. Зона степей
5.1

Природная зона –
степь

Итого по разделу

4

Особенности степи, отличающие эту
зону от других природных зон:
недостаток влаги, высокая
температура, особенности почвы.
Сезонные изменения в степи.
Приспособление растений

Работают с географической картой
по выделению границ зоны степей.
Участвуют в дискуссии «Почему
в степи не растут деревья?»
Участвуют в дидактической игре
«Узнай животное по описанию».

и животных к условиям жизни
в степи. Примеры растений
и животных, обитающих в этой
природной зоне

Читают и обсуждают поэтические
произведения, посвященные степи.
Просматривают и обсуждают
видеофильм «Бегущие сайгаки
в Калмыкии».
Заполняют «Дневника
путешественника»

4

15

Раздел 6. Зона субтропиков
6.1

Природная зона –
субтропики

4

Факторы, влияющие на климат
и погоду в субтропиках (море, горы).
Южные моря – особенности, влияние
моря на эмоциональное состояние
человека. Богатство и своеобразие
растительного мира юга России.

Участвуют в беседе по выявлению
особенностей зоны субтропиков
с опорой на наглядный материал.
Работают с картой по нахождению
границ зоны субтропиков.
Просматривают и обсуждают

Разнообразие и особенности внешнего
мира растений субтропиков.
Животный мир субтропиков. Южный
край – здравница России

видеоматериалы «Ласточкино
гнездо», «Водопад Джур-Джур».
«Сочи. Субтропики».
Участвуют в беседе
по поэтическому отрывку
о красоте моря.
Рассматривают и обсуждают
репродукции картин
И. Айвазовского.
Сопоставляют тексты описаний
и создают иллюстрации
растительного мира субтропиков.
Участвуют в дидактической игре
«Угадай-ка»: описание животного
по фото.
16

Заполняют «Дневник
путешественника»
Итого по разделу

4

Раздел 7. Заключение
7.1

Итоговая
конференция

2

Итого по разделу

2

Резерв

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

34

Обобщение, подведение итогов
изучения природных зон

Создают презентации на тему
«Какая природная зона мне
запомнилась больше всего»
и готовят устное представление ее
содержательной части

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».