Рабочая программа Родной язык (русский) 10-11 класс

Составили:
учителя русского языка и литературы
Дышлевич С.В.
Шипилова О.В.

Пояснительная записка
По учебному плану МОУ СОШ № 15 предусматривается изучение родного языка
(русского) в 10-11 классах в объёме 70 часов: в 10 классе — 35 ч., в 11 классе — 35 ч.(10-й и
11-й классы – по 1 часу в неделю).
Планируемые результаты освоения предмета «Родной язык (русский)»
Планируемые личностные результаты
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации;
– ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить
цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям.
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Планируемые метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,необходимые для
достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе,осуществлять
развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий исуждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленныйпоиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитываяограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и совзрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за её пределами),подбирать партнёров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так ичленом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуальногои комбинированного
взаимодействия;
– развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты доих активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,избегая личностных оценочных
суждений.
Планируемые предметные результаты
Выпускник научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,
рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурныхэлементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связипредложений при
построении текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языкапри создании текста;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый
формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичноговыступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковымнормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценкиустных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковымнормам.
Выпускник получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).

Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»
10 класс
Раздел 1. Язык и культура (10 ч.)
Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и историянарода. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире – вмеждународном и межнациональном общении.
Понятие о системе языка, егоединицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных
уровней языка.Развитие языка как объективный процесс. Общее представление овнешних и
внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах всовременном русском
языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» –рождение новых слов,
изменение значений и переосмысление имеющихся вязыке слов, их стилистическая переоценка,
создание новой фразеологии,активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (11ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературногоязыка. Активные
процессы в области произношения и ударения. Типичныеакцентологические ошибки в
современной
речи.Отражение
произносительных
вариантов
в
современных
орфоэпическихсловарях.
Основные лексические нормы современного русского литературногоязыка. Лексическая
сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободнаялексическая сочетаемость. Типичные
ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.Речевая избыточность и точность.
Тавтология. Плеоназм. Типичныеошибки‚ связанные с речевой избыточностью.Современные
толковые словари. Отражение вариантов лексическойнормы в современных словарях.
Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.Нормы
употребления причастных и деепричастных оборотов‚предложений с косвенной
речью.Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушениевидовременной
соотнесённости глагольных форм.Отражение вариантов грамматической нормы в
современныхграмматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикетЭтика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета.
ЭтикетИнтернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии,Интернетполемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях деловогообщения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч.)
Язык и речь. Виды речевой деятельностиПонятие речевого (риторического) идеала.Пути
становления и истоки русского речевого идеала в контексте историирусской культуры.
Основные риторические категории и элементы речевогомастерства Понятие эффективности
речевого общения. Оратория: мастерствопубличного выступления. Принципы подготовки к
публичной речи. Техникаимпровизированной речи. Особенности импровизации.Средства
речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшиериторические тропы и фигуры.
Структура и риторические функции метафоры,сравнения, антитезы. Мастерство беседы.
Мастерство спора. Доказывание иубеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение
спорящих.
Текст как единица языка и речи. Категория монолога и диалога как формы речевого
общения.Структура публичного выступления.Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк,
парадокс, их функции впубличной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия,
полемика.Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуацийспора.
Функциональные разновидности языка
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и
синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и
справочники.
Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-деловогостиля: точность,
неличный характер, стандартизированность, стереотипностьпостроения текстов и их
предписывающий характер. Резюме, автобиография.

Разговорная речь.
Фонетические,
интонационные,
лексические,
морфологические,
синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средстваобщения. Культура
разговорной речи.
Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися
средств публицистического стиля в собственной речи.
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительностирусской речи.
Основные виды тропов, их использование мастерами
художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностяхрусского
синтаксиса.
Резерв учебного времени – 3 ч.
11 класс
Раздел 1. Язык и культура (5 ч.)
Язык и речь. Язык и художественная литература. Текстыхудожественной литературы как
единство формы и содержания. Практическаяработа с текстами русских писателей (А. Пушкин
«Скупой рыцарь»). Н.Помяловский о разнообразии языка.
Раздел 2. Культура речи (18 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературногоязыка. Обобщающее
повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормысовременного литературного произношения и
ударения
в
русском
языке.Написания,
подчиняющиеся
морфологическому,
фонетическому,традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературногоязыка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.Русская фразеология. Роль
фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А.Пушкина, Н. Гоголя и др. русских
писателей. Словари русского языка. Словариязыка писателей. Лексический анализ текста.
Статья К. Бальмонта «Русскийязык как основа творчества».
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формыслова и ее сочетаемости
с другими формами. Определение рода аббревиатур.Нормы употребления сложносоставных
слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний,простых и сложных
предложений. Предложения, в которых однородные членысвязаны двойными союзами.
Способы оформления чужой речи. Цитирование.Синтаксическая синонимия как источник
богатства и выразительности русскойречи.
Речевой этикет. Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в
деловомобщении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонныйэтикет в
деловом общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (9 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевые жанры монологической речи: доклад,
поздравительная речь,презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью,
научнаядискуссия, политические дебаты.
Текст как единица языка и речи. Признаки текста. Виды связей предложений в тексте.
Способы изложенияи типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приёмы
текста.Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.
Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложногоплана и тезисов статьи
А. Кони о Л. Толстом.
Резерв учебного времени – 3 ч.

Формы организаций учебных занятий: тестирование, лекции и рассказы учителя, игровые
занятия, участие в олимпиадах, соревнования, конкурсы и викторины, проверочная работа;
фронтальный опрос; индивидуальные разноуровневые задания; редактирование текста;
восстановление деформированного текста; изложение.
При изучении материала по русскому языку для использования на учебных занятиях, при
выполнении домашних заданий используются следующие виды учебно-познавательной
деятельности учащихся:
1. Слушание объяснений учителя.
2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
3. Самостоятельная работа с учебником.
4. Работа с научно-популярной литературой.
5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
6. Написание рефератов
7. Выполнение заданий по разграничению понятий.
8. Систематизация учебного материала.
9. Наблюдение за демонстрациями учителя.
10. Просмотр учебных фильмов.
11. Анализ таблиц, схем.
12. Объяснение наблюдаемых явлений.
13. Анализ проблемных ситуаций.
14. Работа с раздаточным материалом.
15. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
16. Конструирование.

Литература для учителя
1. Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей ишкольников. – М.:
«Издательство АСТ», 2018.
2. АльбетковаР.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.:Дрофа, 2009.
3. Горшков А.И. Русская словесность. – М.: Дрофа, 2000.
4. НарушевичА.Г. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы. Ростов-на-Дону:
Легион, 2017.
5. СергушеваС.В. Комплексный анализ текста. – Санкт-Петербург: «Литера», 2005.
Литература для учащихся
1. Анненкова И. Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Дляшкольников и абитуриентов.
Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
2. Арбатова Е.А Правила русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2009 г.
3. Арбатова Е.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах исхемах. Санкт-Петербург.
Литера. 2014 г.
4. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Новое знание, 2002.
5. Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. – М., 2000.
6. Дэйли К., Дэйли-Каравелла Л. Научись говорить: твой путь к успеху. –СПб., 2004.
7. Каширина Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку. Москва.Эксмо. 2010 г.
8. Прядко В.А. Фонетика, лексика и фразеология русского языка в таблицах и схемах. СанктПетербург. Литера. 2014 г.
9. Родина И.О. Правила и упражнения по русскому языку. 6-7 классы.Ростов-на-Дону. Серия
«Школьный репетитор». 2010 г.
10. Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М.: Флинта, Наука, 2006.
11. Стернин И. А. Практическая риторика. – М.: Издательский центр«Академия», 1993.

Родной (русский) язык, 10 класс
Планируемые предметные результаты
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,
рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурныхэлементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связипредложений при
построении текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языкапри создании текста;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый
формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичноговыступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковымнормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценкиустных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковымнормам.

Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Название раздела, темы
Раздел 1. Язык и культура. Язык и общество.
Родной язык, литература и культура. Язык и история народа.
Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и
межнациональном общении.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц
разных уровней языка.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и
внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном
русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение
новых слов.
Изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая
переоценка.
Создание новой фразеологии.
Активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Язык и культура».
Раздел 2. Культура речи. Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Отражение
произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической
сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚
связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с
косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений.
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических
словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет.Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета.
Этикет Интернет-переписки.
Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Культура речи».
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Виды речевой
деятельности. Понятие речевого (риторического) идеала. Пути становления и истоки

24.
25.

26.

27.

28.
29.

30.

31.

32.
33.
34.
35.

русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.
Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие
эффективности речевого общения.
Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной
речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации. Средства
речевой выразительности: «цветы красноречия».
Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции
метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание
и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих.
Текст как единица языка и речи.Категория монолога и диалога как формы речевого
общения. Структура публичного выступления. Риторика остроумия: юмор, ирония,
намёк, парадокс, их функции в публичной речи.
Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли
участников, возможная типология ситуаций спора.
Функциональные разновидности языка. Научный стиль речи. Назначение,
признаки научного стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности
научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и справочники.
Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля:
точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения
текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.
Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические,
синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения.
Культура разговорной речи.
Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование
учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской
речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.
Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Речь. Речевая
деятельность. Текст».

Родной (русский) язык, 11 класс
Планируемые предметные результаты
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,
рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурныхэлементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связипредложений при
построении текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языкапри создании текста;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый
формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичноговыступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковымнормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценкиустных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковымнормам.

Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.

Название раздела, темы
Раздел 1. Язык и культура. Язык и речь.02.09
Язык и художественная литература.

09.09

3.
4.

Тексты художественной литературы как единство формы и содержания.
16.09
Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). 23.09

5.
6.

Н.Помяловский о разнообразии языка.
30.09
Раздел 2. Культура речи. Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка.
07.10
Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии.
14.10
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
21.10
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам
русской орфографии. Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.
Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А.Пушкина, Н.
Гоголя и др. русских писателей.
Словари русского языка. Словари языка писателей.
Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее
сочетаемости с другими формами.
Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и
сложных предложений.
Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами.
Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Речевой этикет. Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом
общении.
Этапы делового общения. Протокол делового общения.
Телефонный этикет в деловом общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь.
Речевые жанры монологической речи: презентация.
Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия.
Речевые жанры диалогической речи: политические дебаты.
Текст как единица языка и речи. Признаки текста. Виды связей предложений в тексте.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приёмы
текста. Абзац.
Виды преобразования текста. Корректировка текста.
Тезисы. Конспект. Выписки.

32.

Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.

33.
34.
35.

Резерв учебного времени
Резерв учебного времени
Резерв учебного времени


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».