Учебный план 2024-2025 основного общего образования для обучающихся с ОВЗ (вариант 7)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план образовательной организации, реализующей адаптированную основную
общеобразовательную программу основного общего образования (далее – АООП ООО)
обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР), определяет общие рамки отбора
учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации
образовательной деятельности.
Учебный план образовательной организации, реализующей АООП ООО обучающихся с
ЗПР:
 фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР;
 определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на
их освоение и организацию;
 распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.
Учебный год в Муниципальном общеобразовательном учреждении средняя
общеобразовательная школа № 15 начинается 02.09.2024 и заканчивается 26.05.2025. Для 9 классов
окончание учебного года определяется в соответствии с расписанием государственной итоговой
аттестации.
Продолжительность учебного года в 5-8 классах составляет 34 учебные недели, в 9-х
классах - 34 учебные недели без учета государственной итоговой аттестации (ГИА).
Учебные занятия для обучающихся с ЗПР в 5-9 классах проводятся по 5-ти дневной
учебной неделе.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет при 5-ти
дневной учебной неделе в 5 классе – 29 часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часа, в 8-9
классах – 33 часа.
В Муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа
№ 15 языком обучения является русский язык.
Учебный план разработан на основе ФАОП ООО для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7) и в целом соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО
и ФОП ООО, в том числе требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционных
курсов по Программе коррекционной работы.
В основу учебного плана положен 1-й вариант учебного плана ФАОП ООО для обучающихся
с задержкой психического развития (вариант 7) – для общеобразовательных организаций, в которых
обучение ведется на русском языке.
В учебном плане представлены 10 предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
обеспечивает целостное восприятие мира с учетом особых образовательных потребностей и
возможностей обучающихся с ЗПР.
Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью
коррекции недостатков психофизического развития и социальной адаптации обучающихся.
Коррекционно-развивающая область представлена коррекционными курсами, необходимыми для
преодоления или ослабления нарушения с учетом индивидуальных особенностей обучающегося с
ЗПР. В образовательной организации предусмотрены индивидуальные или групповые формы
проведения занятий, их чередование и количественное соотношение определяются образовательной
организацией. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия направлены на преодоление
индивидуальных дефицитов развития и обучения. Решение о предоставлении индивидуальных
занятий ребенку принимает ППк образовательной организации.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в
целом, так и на определенном этапе обучения.
Обучение в МОУ СОШ № 15 ведется на русском языке. Учебный план не предусматривает
преподавание учебных предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)»
предметной области «Родной язык и родная литература», так как родители обучающихся в
заявлениях не выразили желания изучать указанные учебные предметы.

В предметной области «Иностранные языки» предусматривается изучение одного
иностранного языка по причине особенностей психофизического развития обучающихся с ЗПР,
дефицитов фонематического восприятия и недостаточности всех компонентов речевого развития. На
изучение предмета «Иностранный язык» отводится по 3 часа в неделю.
В рамках учебного предмета «Математика» предусмотрено изучение учебных курсов
«Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика», начиная с 7 класса.
Учебный предмет «История» в рамках обязательной предметной области «Общественнонаучные предметы» включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история», на
которые суммарно отводится по 2 часа в неделю в 5–9-х классах. В 9-м классе в соответствии с ФОП
ООО и Методическими рекомендациями, которые Минпросвещения направило письмом от 03.03.2023
№ 03-327, в учебный предмет «История» помимо учебных курсов «История России» и «Всеобщая
история» включен модуль «Введение в новейшую историю России» объемом 17 часов.
В обязательной части учебного плана предусмотрены часы в рамках предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» на изучение учебного предмета «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» в объеме 1 часа в 5, 6-м классе.
В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета «Адаптивная физическая
культура» составляет 2 часа в неделю, третий час реализуется за счет часов внеурочной деятельности
и (или) за счет посещения обучающимися спортивных секций. Для обучающихся с ЗПР, физическое
развитие которых приближается или соответствует возрастной норме, образовательная организация
по согласованию с родителями (их законными представителями) обучающегося вправе делать выбор
между учебным предметом «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и
индивидуальных потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогического коллектива образовательной организации, обеспечивает реализацию особых
образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР на уровне основного общего
образования.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, используется:
 на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
 введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков
в развитии или другие интересы и потребности участников образовательных отношений;
 другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся с
ЗПР.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, включены факультативные
курсы «ГТО – путь к успеху» и «Спортивные игры» в 5в классе и «Проекционное черчение» и
«Умелые руки» в 8в классе.
Введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков
в развитии или другие интересы и потребности участников образовательных отношений.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. Внеурочная
деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения АООП ООО
(личностных, метапредметных и предметных), осуществляемая в формах, отличных от урочной.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в образовательной организации. Содержание данных занятий
формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через
внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение
обучающимися учебного плана, но не более 10 часов, из которых не менее 5 часов выделяются на
обязательные коррекционные курсы и, при необходимости, на дополнительные коррекционноразвивающие занятия в соответствии с программой коррекционной работы.
Время, отводимое на формируемую часть учебного плана в рамках внеурочной деятельности,
использовано:
1 час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Внеурочные занятия
«Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей
Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой

культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на формирование
соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в обществе.
1 час в неделю отводится на внеурочное занятие «Россия – мои горизонты».
1 час в неделю отводится на внеурочное занятие «Семьеведение».
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - отводится по 1 часу в неделю в 5-х
классах;
«Декоративное искусство нанайцев» - по 1часу в неделю в 5-х классах;
«Линия жизни» - отводится по 1 часу в неделю в 8-х классах;
«Школьная библиотека» - по 1 часу в неделю в 8-х классах;
Коррекционно-развивающая область учебного плана включается во внеурочную
деятельность. Она представлена коррекционными курсами логопедической и психокоррекционной
направленности с целью коррекции и ослабления нарушений в психическом и психофизическом
развитии обучающихся с ЗПР, формирования жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающихся, а также адаптацию в
социуме.
Содержание коррекционно-развивающих курсов, их количественное соотношение
определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК. Кроме того, содержание
данной области может быть дополнено для отдельных учащихся на основании решения ППк в
соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями. Коррекционно-развивающие
занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие
все педагогические работники образовательной организации: учителя-дефектологи, воспитатели,
учителя-логопеды, педагоги-психологи, тьюторы, социальные педагоги, педагоги дополнительного
образования.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении
объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП ООО обучающихся с ЗПР.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим
образом: недельная нагрузка – 10 часов, из них 5 часов отводится на коррекционно-развивающие
курсы, 5 часов – на другие направления внеурочной деятельности.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Урочная деятельность
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по пятидневной учебной
неделе. Максимальная учебная нагрузка в соответствии с СанПиН1.2.3685-21 не превышает 30 часов
в неделю на одного обучающегося. В день возможно проведение шести уроков. Продолжительность
урока – 40 минут.
При реализации АОП ООО для обучающихся с ЗПР созданы специальные условия,
обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с
учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения
обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за
учебный год (годовое оценивание).
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о
формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся».
Сроки годовой промежуточной аттестация отражены в календарном учебном графике.
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть/год осуществляется в
соответствии с календарным учебным графиком.
Учет образовательных достижений учащегося является формой промежуточной аттестации за
год. Применяется на основе текущих результатов. Результат выставляется на основе оценок,
полученных за промежуточную аттестацию по текущим четвертям. И выставляется за год как
среднеарифметическая оценок.
Формы промежуточной аттестации отражаются в учебном плане в соответствии с
методическими системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной
организацией. Промежуточная аттестация для обучающихся с ЗПР может проводиться как в
общепринятых формах, так и в иных формах, учитывающих особенности обучающихся.
Промежуточная аттестация по всем учебным предметам обязательной части учебного плана

проводится в различных формах (контрольная работа, тестирование, диктант, практическая работа,
сдача нормативов и др). Промежуточная аттестация по учебным курсам части, формируемой
участниками образовательных отношений, проводится в виде комплексной проверочной работы.
Промежуточная аттестация проводится в переводных классах с 10 апреля 2025 г. по 20 мая 2025 г. без
прекращения образовательной деятельности по предметам учебного плана.
Класс
5, 8-й
5, 8-й
5, 8-й
5-й
8-й
8-й
8-й
8-й
5, 8-й
8-й
5, 8-й
8-й
8-й
5, 8-й
5-й
5, 8-й
5, 8-й
5, 8-й
8-й
5-й

Учебный предмет
Русский язык
Литература
Иностранный язык (английский)
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Изобразительное искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
Основы безопасности и защиты Родины
Основы духовно-нравственной культуры
народов России

Форма промежуточной аттестации
Диктант / Тестирование
Тестирование
Собеседование
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Тестирование
Практическая работа
По текущей успеваемости
По текущей успеваемости
По текущей успеваемости
Практическая работа
Практическая работа
По текущей успеваемости
Творческая работа (рисунок)
Музыкальный диктант / Тестирование
Разработка изделий
Сдача нормативов
Тестирование
Тестирование

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на 2024-2025 учебный год основного общего образования
обучающихся с ЗПР по варианту 7 ФАОП (пятидневная неделя)
Количество часов в неделю
Предметные области
Учебные предметы
5В
VI
VII 8В
IX Всего
класс класс класс класс класс
Обязательная часть
Русский язык и литература
Иностранные языки

Математика и информатика

Общественно-научные
предметы

Естественно-научные
предметы

Искусство
Технология
Физическая культура
Основы безопасности и
защиты Родины

Русский язык

5

6

4

3

3

21

Литература

3

3

2

2

3

13

3

3

3

3

3

15

5

5

–

–

–

10

Алгебра

–

–

3

3

3

9

Геометрия

–

–

2

2

2

6

Вероятность и статистика

–

–

1

1

1

3

Информатика

–

–

1

1

1

3

История

2

2

2

2

2,5

10,5

Обществознание

–

1

1

1

1

4

География

1

1

2

2

2

8

Физика

–

–

2

2

3

7

Химия

–

–

–

2

2

4

Биология

1

1

1

2

2

7

1

1

1

–

–

3

1

1

1

1

–

4

2

2

2

1

1

8

2

2

2

2

2

10

1

1

2

Иностранный язык
(английский)
Математика

Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Адаптивная физическая
культура
Основы безопасности и
защиты Родины

Основы духовноОсновы духовно-нравственной
нравственной культуры
культуры народов России
народов России
Итого

1

1

–

–

–

2

27

29

30

31

32,5

149,5

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2
1
Наименование учебного курса

2

2

0.5

7,5

0.5

2.5

Факультатив «ГТО – путь к успеху»

1

Факультатив «Спортивные игры»

1

1
1

Факультатив «Проекционное черчение»

1

Факультатив «Умелые руки»
ИТОГО недельная нагрузка

2
1

3

1
29

30

32

33

33

157

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной неделе) в соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами
Учебные недели

29

30

32

33

33

157

34

34

34

34

34

170

Всего учебных часов на учебный период

986

1020

1088

1122

1122

5338

Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область)
Коррекционно-развивающее занятие по русскому языку

1

1

Коррекционно-развивающее занятие по математике

1

1

Коррекция психических процессов

1

1

Логопедическое занятие

2

2

5

5

«Разговоры о важном»

1

1

«Семьеведение»

1

1

«Россия – мои горизонты»

1

1

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

1

«Декоративное искусство нанайцев»

1

Итого:

«Линия жизни»

1

«Школьная библиотека»

1

1

10

10

Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности

10

10

10

3,5
50

План внеурочной деятельности (недельный)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15
Количество часов в неделю
Учебные курсы
5в
8в
«Разговоры о важном»
1
1
«Семьеведение»
1
1
«Россия – мои горизонты»
1
1
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
1
«Декоративное искусство нанайцев»
1
«Линия жизни»
0
1
«Школьная библиотека»
0
1
ИТОГО недельная нагрузка
5
5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».